Важность духовного аспекта секса положила начало многим религиозным традициям прошлого, некоторые из которых дошли до современности. Правда, лишившись со временем высокого смысла. Извращенные традиции стали отправной точкой в развитии детской проституции, высокой смертности от ВИЧ-инфекций и превратили родителей в сутенеров, отдающих дочерей торговать своим телом во имя Божества.
Сакральная проституция существовала еще в культурах Древней Греции, Египта, Рима, Вавилона и Финикии. В Индии первые письменные упоминания о храмовых женщинах относятся ко II веку н. э. Тогда их роль не отличалась глубоким символизмом, в основном они занимались уборкой святилища, омовением скульптур богов и радовали священнослужителей своей красотой, танцами и песнями. Интимного контекста не было. Через века их статус вырос и обрел новое значение. Их стали считать женам богов или девадаси, что в переводе с санскрита означает «божья рабыня». В Европе их называют баядерками.
Чтобы стать девадаси, нужно было приложить много духовных и физических сил. Это гейши на индийский манер — их обучали музыке, танцам, живописи, риторике, знахарству, кулинарии, поэзии и искусству соблазна. Обычно служение храму спасало жизнь девочкам, так как раньше в Индии их рождение считалось наказанием за грехи и новорожденных часто убивали. Некоторые выбирали судьбу добровольно, других продавали семьи или раджи, у которых те были наложницами.
Традиционно учеба начиналась примерно в 10 лет, после проведения обряда посвящения и первой ночи с мужчиной. Это был либо один из жрецов или близкий к храму жертвователь. И тогда они становились божьими жрицами, отдавшими душу и тело в служение Всевышнему. Сексуальный контакт с ними приравнивался к слиянию с божеством, небесному благословению. Чтобы обладать женой бога, богатые паломники расставались со звонкой монетой, что обеспечивало неплохую прибыль храму.
Число девадаси во многом создавало престиж храма. В знаменитом храме Вишну в Танджавуре их было 400, а в храме Шивы в Сомнатхе — 500. Только в Гуджарате на четыре тысячи храмов приходилось 10 тысяч храмовых девушек.
Прежние девадаси составляли особую касту и пользовались уважением. Без них не обходился ни один религиозный праздник. Естественно, в интимные отношения они вступали только с представителями высших каст.
Перенесемся в современную Индию. Сейчас там живут более 1.25 миллиарда человек — одна шестая населения планеты. Кастовое разделение все еще существует, только в больших городах не так ярко выражено. Пусть Конституция Индии 1950 года и признала равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых, но в сознании людей система все еще жива. Часть населения живет за чертой бедности, ест с банановых листьев, другая работает на корпорации, водит иномарки, ходит в Старбакс. С тем, что Индия — страна контрастов, не поспоришь.
Храмовая проституция официально тоже канула в Лету, такая деятельность считается незаконной. Но запрещена только организованная торговля интимом, например бордели, сутенерство. Индивидуальный обмен секса на деньги законом не запрещается, но заниматься этим можно не менее чем в 200 ярдах (182 м) от публичных мест. Несмотря на запрет, улицы Красных фонарей есть практически в любом городе, в самых грязных и нищих кварталах. Сегодня в секс-индустрии работают более 6 миллионов индийских женщин, из которых около 35% несовершеннолетние.
Традиция девадаси все еще существует, только церемонии стали проводиться тайно. Судьба многих религиозных проституток определяется еще в детстве, обычно до 6 лет. Родители сами отдают дочерей в служение богине Йелламме (Ренуке). В основном это традиция низших каст, так как у неприкасаемых девочек немного вариантов: они могут работать в поле, чистить канализацию или заниматься проституцией. Торговля собой наиболее прибыльна, всем им нужно как-то кормить семью. Для них проституция — единственный способ выжить и позаботиться о близких.
Посвящение проходит во время праздников Йелламмы, богини-матери для низших каст. Тысячи людей приходят в эти дни в храм, чтобы помолиться и восславить богиню. Туда же устремляются и владельцы борделей, чтобы найти новых работниц.
Во время обряда девочку одевают в традиционное зеленое сари и зеленые украшения, наносят ей на лицо специальную желтую маску из кокосового молока, а на лбу ставят красную точку. Желтый и красный — символические цвета Йелламмы. Потом пять взрослых девадаси вешают ей на шею ожерелье из желтых цветов и шепчут на ухо секретные правила девадаси.
До достижения полового созревания большинство девочек не знают о том, чем им предстоит заниматься. Когда им исполняется 11–13 лет, родители просят взрослых девадаси привести первого мужчину. Им становится тот, кто предложил наибольшую плату за девственность девочки. Примечательно, что секс — единственный случай, когда представитель высшей касты может дотронуться до неприкасаемой.
Мужчина должен надеть на девочку специальные бусы, тхали, символизирующие принадлежность к девадаси. Так и начинается порочный круг, из которого даже в современной Индии у женщины практически нет шансов вырваться, ведь для индусов брак — это все. Если у девушки был секс до брака, то она становится изгоем. В некоторых поселках за такое до сих пор забивают камнями. Начать нормальную жизнь бывшей девадаси очень сложно.
Сегодня от традиции девадаси осталось только название, под которым скрывается детская проституция, тысячи смертей от ВИЧ, жизнь в нечеловеческих условиях и общественное презрение. Сложно поверить, но в Индии секс стоит около 50 рупий — 30 рублей. За эти деньги девушки из борделей готовы ублажить любого.
Во многих борделях есть отдельное помещение для поклонения Йелламме. Но большинство девадаси не совершают никаких религиозных обрядов в честь богини. От святости ничего не осталось, это просто бизнес. Сами бордели находятся на виду, они похожи на ужасные общежития, да только внутри царит настоящий хаос.
Обычный бордель напоминает купейный вагон, только старый, обшарпанный и с решетками на окнах. Узкий коридор, крохотные комнатки без окон, где едва помещаются два человека. Внутри только лежанка и несколько полок, вделанных в стену. Хотя то, что находится за раздвижной дверью, вряд ли можно назвать комнатой, там даже нельзя встать в полный рост. Это бетонный мешок, тюремная камера. Но для этих женщин там и дом, и работа, и семья, и вся жизнь.
У многих рождаются дети, которые так и вырастают в борделях. Они помогают по хозяйству, выполняют поручения хозяйки и клиентов. И если в полночь кому-нибудь из них захочется, к примеру, тарелку риса, то за ней отправляют детей. Когда к матерям приходят мужчины, то дети идут играть во двор, но им все равно уже известно, что такое секс и что он продается. У них нет отцов, им не приходится рассчитывать на образование, они не вправе выбирать свою судьбу. Девочкам же с самого начала понятно, что им предстоит. Эти дети бессильны перед своим будущим, они перестают надеяться уже тогда, когда другие дети этому еще не научились.
Британский фотограф Зана Браски несколько лет провела в Индии на улицах Красных фонарей и работала с детьми. В 2005 году она сняла документальный фильм об их жизни «Рожденные в борделях». Там запечатлена грязная, безнадежная, бедная, шокирующая и вовсе не детская реальность. Фильм получил «Оскар», а также множество других престижных наград. О девадаси также есть документальный фильм «Prostitutes of God», снятый британским журналистом Сарой Хэррис.
http://www.youtube.com/watch?v=2GFaN9-1iz0