Эксперты оценили стоимость реализации идеи в 23 млн долларов, но Вильнёв смог снять его за 2,3 млн! Как ему это удалось? Благодаря таланту и невероятной целеустремленности он смог найти такие неординарные решения: использовал голограмму Робера Лепажа, вместо реального человека, на чистом энтузиазме привлек лучших художников, использовал бюджет цирка Дю Солей в своих интересах и многое другое. История о том, как простой парень смог реализовать мечту детства и подарить зрителям невероятно красивый фантастический фильм.
Вильнёв с детства мечтал снять фантастический фильм. Когда он погружался в волшебный, необъятный, непостижимый мир научно-фантастических комиксов, в его голове зрели замысловатые образы будущей новеллы. Он мечтал о будущем своего родного города Монреаля. Когда ему было 20, он сделал первый шаг — выпустил свою новеллу в виде книги комиксов, точнее это были не просто комиксы, а фантастический роман, рассказанный в фотографиях и тексте.
В 2005 году Вильнёв начинает работу над экранизацией своей истории. До этого никто никогда не снимал таких фильмов в Квебеке, ведь это фантастический фильм со множеством спецэффектов, сложной графикой, а значит, это невероятно дорого. Когда американские продюсеры увидели фильм, они сочли, что его бюджет составляет по крайней мере 23 миллиона долларов, но у Вильнёва было только 2,3 миллиона на его реализацию — сумма в 10 раз меньше, чем оценки экспертов. Вильнёв так отзывается о своем подвиге:
Действие происходит в Монреале в далеком будущем, когда человечество готовится заселять космос и отправляет первую экспедицию на Марс. Проект транслируется землянам в режиме реального времени, и герои внимательно следят за происходящим. Среди них Артур — инженер необычных музыкальных инструментов, созданных по образам женщин-моделей, его отец — космолог, балансирующий на грани реальности и виртуального мира, Апрель — молодая красивая девушка, которая с помощью фотоаппарата пытается зафиксировать истину, и престарелый музыкант Жакоб Обю, который вместе со своей группой регулярно дает концерты в популярном баре. Его музыка необычна, она задевает самые глубокие струны души, она о любви, космосе, гармонии и страсти.
Для того чтобы снять фантастический фильм в таких узких бюджетных рамках, создателям нужно было нестандартно мыслить и научиться превращать каждый вызов в возможность продемонстрировать свою креативность.
Для съемок в фильме привлекли тех же актеров, которые участвовали в создании бумажной версии романа. Одним из таких актеров стал известный канадский режиссер и актер Робер Лепаж, работами которого Вильнёв был восхищен и вдохновлен. Именно Робер Лепаж был одним из первых, кто поверил в возможность сделать фильм и воодушевил Вильнёва пойти на этот риск — стать одновременно сценаристом, режиссёром и продюсером собственного проекта. Вильнёв хотел, чтобы непременно Лепаж принял участие в фильме в роли Эжена Спаака — ученого и художника, который ищет космическую связь между временем, пространством, любовью, звуком, гармонией и женской природой. Но неразрешимой проблемой стало то, что Лепаж невероятно востребован, и вплоть до 2042 года его жизнь расписана по минутам, и не было никакой возможности в его плотном графике выкроить время для участия в фильме. Вильнёв был настолько озадачен и опечален этой проблемой, что на одном из совещаний в отчаянии пошутил: Лепаж столь недоступен, что было бы здорово превратить его в голограмму, чтобы он мог быть одновременно в нескольких местах. Все за столом тогда только посмеялись, но в итоге это и стало решением!
Лепажа одели в зеленый костюм, поместили в зеленую комнату и сняли шестью камерами одновременно под разными углами зрения так, что впоследствии имели видеоряд сцен с его участием, точнее его головы, практически под любым необходимым углом. Затем для съемок тела героя использовался другой актер, но на этот раз только его голова была одета в зеленую маску. Впоследствии тело и голову совместили в кадре. Идея заключалась в том, что это материальное, бренное человеческое тело служит как бы аппаратом, машиной, которая выполняет все земные потребности голографической головы ученого: ходит, чертит, мастерит инструменты, проводит эксперименты, в то время как голова героя находится в виртуальном мире.
Когда съемки актеров на зеленом экране близились к завершению, встал вопрос, кто возьмется за отрисовку пейзажей города будущего. У Вильнёва не было сомнений: художником своего фильма он непременно хотел видеть бельгийского мастера комиксов Франсуа Скитена, ведь детское воображение Вильнёва, все его вымышленные миры и образы были построены на работах именно этого художника. Все говорили, что задуманное невозможно: Франсуа Скитен очень занят и ни за что не согласится принимать участие в таком рискованном проекте. Но Вильнёв решил во что бы то ни стало добиться участия бельгийца в фильме. Он отправил ему свои книги, и тот ответил, что заинтересован, так как это открывает ему возможность самореализации, ведь он станет главным художником проекта и сможет дать волю своей фантазии и таланту. Вильнёв предоставлял ему неограниченное поле для полета мысли не предъявляя никаких требований и не загоняя в рамки. Так Вильнёв заполучил героя своего детства, и тот стал рисовать образы Монреаля будущего. Франсуа Скитен, художник-постановщик фильма говорит:
Затем возник вопрос, как нарисованные художником образы превратить в реальность, в настоящий фильм? Здесь Вильнёв нуждался в недюжинном таланте мастера по визуальным эффектам. Очередной «жертвой» Вильнёва стал монреальский VFX-мастер Карлос Монзон. Он принимал участие в таких культовых фантастических фильмах, как «Стартрэк», «Аватар», «Трансформеры» и пр. Вильнёв должен был каким-то образом убедить Манзона работать над его фильмом. Голливудский гонорар он предложить не мог, но мог предложить возможность помечтать! И Карлос Монзон принял предложение. А затем компания Vision Globale выделила 60 своих художников для постпродакшена фильма, которые работали над спецэффектами еще полгода под руководством Карлоса Монзона.
В основе сюжета лежит музыка и ее космическая связь с гармонией вселенной. Для Вильнёва очень важным было найти способ реализовать идею футуристических музыкальных инструментов, созданных по образу женского тела. Эти выдуманные формы были его давней фантазией, но воплощение их в материи обещало быть очень затратным и непосильным для такого малобюджетного предприятия. Тогда Вильнёв решился на очень дерзкий план. Он пошел к руководителю цирка Дю Солей в Монреале Ги Лалиберте со своими чертежами и смог заинтересовать его так, что тот купил семь еще не существующих инструментов, что дало возможность профинансировать их создание и использовать в съемках, после чего они были переданы заказчику. Нужно отметить, что инструменты на самом деле не настоящие, это просто арт-объекты замысловатых форм, звук в фильме был наложен отдельно.
Детские воспоминания и фантазии Вильнёва пронизывают весь фильм, как скелет, который не позволяет сказке рассыпаться. Сцена отправки Артура и Жакоба на Марс навеяна детскими играми Вильнёва, когда они со старшим братом садились в коробку и представляли, что совершают космическое путешествие на Марс.
К участию в своем фильме Вильнёв привлек многих своих друзей и коллег по предыдущим совместным проектам. Так, с исполнительницей главной женской роли, Каролин Давернас, он был знаком еще с колледжа, как и с предыдущей претенденткой на эту роль, Мари Хосе Крозе, которая являлась прообразом героини Апрель еще при создании комикса, но не смогла принять участие в фильме. А голос матери Каролин Давернас использовался в фильме как голос оператора телепортационной системы, при этом в действительности ее голос знает весь Монреаль, так как слышит каждый день в городском метро. С руководителем цирка Дю Солей, который сыграл такую значимую роль для фильма, профинансировав создание вымышленных музыкальных инструментов, Вильнёв познакомился, когда работал над рекламной кампанией цирка.
Невероятно трогательная игра восьмидесятилетнего Жака Лангирана — еще одна сильнейшая сторона фильма. Престарелый популярный музыкант Жакоб Обю переживает первую любовь в его жизни. Он играет необычную музыку вместе со своей группой и пользуется славой женского обольстителя и повесы. Этот образ преследует его до самой старости, а в действительности он так и не познал гармонии женского тела, а играл о ней, как будто знал о женщине все. В 80 лет он понимает, что что-то изменилось, он больше не может дышать как прежде, он больше не может играть как прежде. Что это? Старость? Нет, это любовь. Как переживет музыкант потерю любимой и увядание собственного тела, как преодолеет страхи и совершит свой первый и последний героический поступок во имя любви? Об этом расскажет Жак Лангиран своей, вероятно, последней ролью — еще за 10 лет до съемок в фильме он объявил о завершении карьеры, но когда Вильнёв пригласил его сняться в первом квебекском фантастическом фильме, тот не смог отказаться. Во время съемок ему даже пришлось просить помощи жены: она подсказывала ему реплики в маленький динамик.
https://www.youtube.com/watch?v=0940wODWy4c