видео

«Ветер крепчает» — последний самолет мастера Миядзаки

Когда есть куда лететь, нет смысла возвращаться. Самолет — это прекрасная меча, которую проглотит небо. (с) «Ветер крепчает».

wind_rises

В феврале текущего года в российский прокат вышла новая работа известного японского аниматора Хаяо Миядзаки. Незадолго до этого мэтр сообщил прессе «Ветер крепчает» станет последней работой его пера.

wind_rises

Уникальность фильмам Миядзаки придают не только удивительные, сказочные образы его персонажей и глубокая философия сценария, но и то, что каждая сцена, каждый кадр рисуется им и его командой вручную. Как он сказал однажды аниматорам студии «Pixar»: «Когда я вижу, как люди создают компьютерную анимацию, мне кажется, что происходит что-то волшебное. И все-таки я каждый раз возвращаюсь к своим карандашам и бумаге», а его друг и почитатель, глава «Pixar» Джон Лессетер, в свою очередь, говорит : «Картины Хаяо абсолютно великолепны, особенно фоны! Я мог бы просто нажимать на паузу в любой момент фильма и проводить время, впитывая красоту кадра».

wind_rises

Каждое утро Хаяо просыпается в 6:00 и после утренних упражнений и чашки кофе приступает к работе. Первый перерыв на обед он делает только в 15:00. «Не хочу чтобы тяжесть в желудке и желание прилечь отвлекало от работы», поясняет он. Каждый кадр, над которым поработала его команда, он проверяет лично и вносит свои правки. Возвращается домой не позже 21:00, как и обещал жене. На вопрос, в чем секрет его успеха отвечает с улыбкой: «Мой способ заключается в размышлении, размышлении и размышлении, в длительном размышлении о моих сюжетах. Если у вас есть способ лучше просветите».

wind_rises 

Я верю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Просто, по мере взросления и познания мира, этой памяти остается все меньше и меньше. И если я сумею сделать фильм, который пробудит ее, то умру счастливым человеком.

«Ветер крепчает»  это история о мальчике, серьезном и мечтательном одновременно, в очках с толстыми стеклами и смешных широких японских штанах. Он летает во сне, но лишен этой возможности наяву. Однажды в одном из таких снов он встречает своего кумира итальянского авиатора Карпони, который приглашает его прокатиться на самолете, над которым сейчас работает и советует не оставлять свои мечты. Со временем Дзиро вырастает в гениального инженера, оставаясь при это в душе тем же мечтателем, для которого не имеет значения ни происходящая вокруг неразбериха, ни реальные планы государства на его творение. Он просто хочет построить самый красивый и быстрый самолет.

wind_rises

Дзиро собирательный образ. Он объединил в себе качества одного из величайших авиаконструкторов времен второй мировой войны Дзиро Хорикоси и писателя Хори Тацуо, автора одноименного рассказа. «Они — люди того времени, когда в Японии жили мои родители. Оба — очень спокойные и искренние люди»,  поясняет Миядзаки. Своих родителей режиссер упоминает здесь не случайно. Отец Хаяо руководил заводом, изготавливавшим детали для того самого Zero Fighter, а его мать, как и невеста Дзиро, красавица Наоко, много лет страдала от туберкулеза. Однако на вопросы о сходстве автора с его главным героем, он только отшучивается: «Мой образ жизни не так интеллектуален. Разве что, мы похожи во время курения. Курит он много».

wind_rises

Самолеты прекрасны, когда они в воздухе. Однажды я чуть было не выкупил из Америки один из классических самолетов Zero, потому что хотел увидеть, как он летает над высоковольтными проводами у студии Ghibli. Но моя жена порекомендовала мне перестать быть идиотом, так что этого не произошло.

Хаяо Миядзаки всегда руководствовался принципом: снимать не то, что модно или было хорошо принято в прошлый раз, а то, что особенно необходимо зрителю. Идея создать фильм с персонажами, похожими на реальных людей больше, чем на трогательных, причудливых существ предыдущих фильмов, была непонятна и непривычна даже некоторым аниматорам команды Миядзаки. «Мы работали над этим фильмом с чувством, что роем могилу нашей студии», со смехом рассказывает в своем интервью Миядзаки. И добавляет уже серьезно: «Меня очень беспокоило, что нам потребуется, в некотором смысле, расстаться с детьми, частью аудитории. Но один из членов нашей студии заметил, что даже если дети не поймут увиденного, однажды, они придут к пониманию фильма».