Искусство сегодня видоизменяется, в нем появляются новые жанры, что-то выходит на первый план, что-то уходит на второй, появляются новые лица. Кинематограф всегда ориентируется на течение жизни и адаптируется к текущим условиям, но ни в коем случае – не отмирает. Рон Фрике, Годфри Реджио с их нашумевшими фильмами – тому доказательство.
«Барака», «Самсара», трилогия «Кацци» – шедевры современной визуальности, о которых не слышал, пожалуй, только ленивый. Захватывающие кадры, попеременно сменяющиеся и складывающиеся в причудливую мозаику с определенным смыслом, – это то, что называется чистым кино. К слову, о феномене нового, как хорошо забытого старого, «чистое кино» – отнюдь не новинка. Еще в начале прошлого века кинематографисты пытались представить кино в его чистом виде, без привязки к сюжету и литературе. То есть, показывая то, что никак нельзя описать или показать без камеры. «Искусство ради искусства» – такова было концепция «чистого кино», которая, увы, уже в середине прошлого века начала терять свою актуальность. Зритель нуждался в увлекательном сюжете, в красивых актерах, в необычных для того времени спецэффектах. Однако, то ли потому, что история движется по спирали, либо человек стал воспринимать искусство как одну из форм отдыха, снова на экранах появляются фильмы с непредвиденным монтажом, с непревзойденными зрительными эффектами и без … людей-героев.
Американец с армянскими корнями, в 14 лет ставший монахом, следующие 14 лет проводит в молитвах и безмолвии. После того, как покидает монастырь, становится известным во всем мире режиссером. Речь идет о Годфри Реджио, создателе трилогии «Кацци» – трех экспериментальных документальных фильмов. Слово «кацци», кстати, на языке индейцев хопи означает «жизнь». В первом фильме – «Койянискацци» (в переводе «жизнь, выведенная из равновесия) – показано взаимодействие технологий и человека. Во втором – «Повакацци» («жизнь в трансформации») – режиссер показал конфликт стран третьего мира с новым индустриальным путем развития. Для этого он объездил 12 родин развивающихся наций. Третий фильм называется «Накойкацци», то есть «война, как образ жизни». В нем мы почти не видим натурных съемок, все заменяется образами продвинутых технологий и цифровой обработкой.
Кстати, в первом фильме из трилогии оператором стал Рон Фрике, который настолько вдохновится работой с Годфри Реджио, что спустя несколько лет сам станет режиссером и снимет легендарные «Бараку» и «Самсару». Он говорил, что его карьера началась с момента, когда он стал любоваться красотой пейзажей и архитектурой. Рон Фрике родился в Калифорнии, но через некоторое время его семья переехала в Германию. Очень часто в своих интервью Фрике вспоминает, насколько впечатлил его контраст между США и Европой.
В произведение искусства любовь к окружающему миру оформилась только в 1985 году с появлением фильма «Хронос». Но большее внимание хочется уделить фильму «Барака» 1992-го года. На съемки фильма ушло более двух лет, во время которых съемочная команда во главе с режиссером побывала в 24-х странах. В итоге родилось видео-путешествие по планете за полтора часа. Благодаря монтажу и музыке читается основная мысль автора – мы находимся на теле планеты Земля, которая живет и дышит («дыхание жизни» – именно так переводится с суфийского слово «барака») в бесконечном вакууме Вселенной. Вместе с камерой оператора мы плавно движемся от Стены Плача к австралийским аборигенам, останавливаемся на птицефабрике, затем резко переключаемся на подземку, набитую людьми.
Спустя почти двадцать лет появляется новый шедевр – «Самсара». На этот раз режиссер посвятил созданию фильма 5 лет и 4 миллиона долларов. В этом фильме мы видим усовершенствованные навыки визуальных эффектов. И мы снова путешествуем по планете. Теперь уже следуя основной идее, выраженной в названии – воспринимая жизнь как вечный круговорот, бесконечную цикличность рождения и смерти. Мы наблюдаем за танцем тысячи рук, отправляемся в Гану посмотреть на гробы, следим за юными монахами.
Эти и подобные фильмы вызвали бурю эмоций. «Самсару» критики оценили очень высоко. Однако со зрителем дела обстоят сложнее. Безусловно, есть миллионы поклонников такого жанра в мире, но такие фильмы не становятся массово популярными, как экшены. Возможно, потому что кто-то не может высидеть полтора часа без прямого диалога или заботливого диктора, который спокойным закадровым голосом растолковал бы происходящее на экране, возможно, потому что не хватает терпения настроиться на нужную волну.
Недаром такие фильмы называются фильмами-медитациями. На медитации поначалу сложно сконцентрироваться, но уже через несколько минут становится все гораздо проще. Так и с этими фильмами. Следует только позволить себе расслабиться и плыть по течению произведения искусства, тогда оно само выведет вас в нужное русло.
Автор: Тамила Ходжаева