видео

Фильм как предупреждение: режиссер Эндрю Никкол

Время как валюта? Жизнь человека как реалити-шоу? В космос полетят только избранные? Один американский кинорежиссёр посвятил себя работе над фильмами о том, куда может зайти общество в своём развитии.

ANDREW-NICCOL

Показывая на экране альтернативные реальности, выдуманные миры или будущее человечества, режиссёры стремятся не только развлечь нас и потрясти наше воображение. Они предлагают нам задуматься о том, куда может завести прогресс. Для этого им не обязательно уходить в философию или политологию, снимать документальные фильмы или артхаус. Можно снимать и боевики, и мелодрамы — массовые фильмы. Так и поступил режиссер Эндрю Никкол. Выбирая разные сюжеты и разные выразительные средства, снимая «фильмы для всех», он неизменно из картины в картину рассказывает нам о различных вариантах того, к чему может привести развитие нашего общества. Делая это доходчиво, красочно, понятно.

ANDREW-NICCOL

Путь этого режиссера к успеху и признанию был непрост. Он родился Новой Зеландии, а после уехал в Англию и осваивал там профессию режиссера, и в течение 10 лет снимал там телевизионные рекламные ролики. И лишь после многих лет работы на телевидении он решился предложить свой сценарий фильма «Шоу Трумана» Голливуду. Сценарий очень понравился одному влиятельному продюсеру, но доверить никому не известному новичку-режиссеру создание фильма — дело рискованное. Сценарий купили, но постановщиком был приглашен режиссер Питер Уир. А Никкола оставили в качестве автора сценария и продюсера.

Пока над «Шоу Трумана» работали другие люди, Эндрю Никкол смог и сам дебютировать в большом кино — в 1997 году он снял научно-фантастический фильм «Гаттака» по своему же сценарию. Картина была отмечена критикой и специалистами и даже номинировалась на «Оскар». Интересно, что европейский успех фильма «Гаттака» оказался несравнимо выше, чем на родине, в США.

И уже после этого, в 1998 году, вышел фильм «Шоу Трумана», который стал сенсацией. Критики восторженно отзывались и о первой драматической роли комического актёра Джима Керри, и о тонкой сатире на медиа-культуру. Фильм был выдвинут на премию «Оскар» в трех номинациях. С тех пор заветные двери были открыты — Эндрю Никкол получил возможности для творчества. В 2002 году он снял картину «Симона» об искусственном интеллекте с Аль Пачино в главной роли. А в 2011 году вышел фильм Никкола «Время» о будущем, в котором главной и единственной валютой является время человеческой жизни.

ANDREW-NICCOL

«Гаттака»: о скитаниях вечных и о Земле

«Гаттака» — дебют Эндрю Никкола в качестве сценариста и режиссёра, картина о возможном негативном влиянии технологий будущего на свободу выбора человека. История о том, как в мире, где общество разделено на классы, человек из низов мечтает о полёте в космос, что осуществимо лишь для элиты, однако герой упорно идёт к своей мечте и в итоге осуществляет её, заплатив за осуществление мечты очень дорогую цену. По сюжету картины, биотехнологии завтрашнего дня развились до такого уровня, что евгеника (учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств, призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде) перестала считаться спорной теорией и нарушением этических и моральных норм, а выведение идеальных людей уже поставлено на поток. Все генетические дефекты и их потенциальные последствия легко расшифровываются, и люди делятся на два социальных класса — годных и негодных. Первые получают от общества всемерную поддержку, а вторые оказываются лишенными наиболее выгодных жизненных перспектив.

Как правило, годные — результат похода родителей к врачу, где он предлагает им на выбор самые удачные комбинации их генов, чтобы завести ребенка или удачной комбинации генов по воле случая. Негодные — результат абсолютно естественного оплодотворения, обычного секса, когда гены родителей сошлись наудачу, почему их и называют «божьими детьми».

ANDREW-NICCOL

Изначально фильм назывался «Восьмой день». «Гаттакой» называется космическая станция, куда стремится попасть герой. Само это слово образовано из первых букв четырех азотистых оснований цепей ДНК — аденина, гуанина, цитозина и тимина. Лестница в квартире Джерома стилизована под спираль ДНК. А все объявления внутри здания Гаттаки произносятся на искусственном языке эсперанто.

Фильм снят в геометризованных декорациях зданий интернационального стиля 1950-х с использованием цветовых фильтров. Оператор картины Славомир Идзяк работал до этого с Кесьлёвским. По мнению специалистов, будущее в «Гаттаке» представлено как пятидесятые с новейшими технологиями. Например, все участвующие в фильме автомобили — электромобили. Бесконтактное зарядное устройство, используемое в фильме, взято от электромобиля EV1. Винсент ездит на Studebaker Avanti 1963 года, Айрин — на «Citroеn DS».

ANDREW-NICCOL

«Гаттака» не имела успеха в североамериканском прокате и едва ли даже окупилась, но породила большую дискуссию об опасности конечной цели современных биотехнологий. «Гаттака» упоминалась видными генетиками на страницах солидных научных изданий. В январе 2011 года специалисты NASA признали киноленту «Гаттака» самым достоверным с научной точки зрения фильмом, в котором правильно показаны те или иные научные факты и теории.

ANDREW-NICCOL

«Шоу Трумана»: большой брат следит за тобой

Через год после выхода «Гаттаки» мировое киносообщество было взбудоражено фильмом «Шоу Трумана» (1998). Для того чтобы достигнуть компромисса с режиссером-постановщиком Питером Уиром, Никколу пришлось переписывать сценарий 16 (!) раз. И в итоге фильм получил двенадцать кинонаград. Многие элементы сюжета были позаимствованы из новеллы Филипа Дика 1959 года «Свихнувшееся время» (другое название «Распалась связь времён»). Тут в произведении речь идёт о человеке из 1998 года, которого удерживают в изоляции, внушая ему, что сейчас на дворе 1959 год.

Это история о том, как человечество воплощает глобальный проект, реалити-шоу с живым человеком, вся жизнь которого превращена в телепередачу. Главный герой, Труман Бёрбанк, — обычный человек живет обычной жизнью и не знает, что каждое его телодвижение наблюдают многочисленные скрытые камеры, а вся его жизнь передается в прямом эфире по всему миру. Родина Трумана, город Сихэвэн, — мастерски выполненные декорации, а все его население — нанятые актёры. Имя главного героя является своего рода аллюзией с сюжетом фильма и игрой слов, так как слог «tru» созвучен со словом «true» — правда.

ANDREW-NICCOL

Картина стала сенсацией. В 2008 году, по аналогии с названием фильма «Шоу Трумана», в психиатрии был предложен термин Синдром Шоу Трумана — иллюзия преследования, при которой субъект уверен, что его жизнь представляет собой сцены реалити-шоу. Термин предложен братьями Джоэлом и Яном Голдом.

В отличие от «Гаттаки», «Шоу Трумана» рассматривает наши дни и негативные последствия развития как массмедиа культуры в целом, так и начавшегося уже в те годы тотального стремления западного общества к гедонизму, требованию «хлеба и зрелищ». Ситуация в фильме доводится фактически до абсурда — человеческая жизнь ничего не стоит по сравнению даже не с жизнями, а просто с развлечением других людей. C другой стороны, Труман начинает стремиться к свободе только после момента осознания того, что он этой свободы лишён. Прожив тридцать лет в мире иллюзий и не зная, что происходящее вокруг — телепередача, герой был вполне доволен своей жизнью.

ANDREW-NICCOL

У нас нет времени

Спустя тринадцать лет после выхода картины «Шоу Трумана» в прокат выходит следующая и на данный момент последняя антиутопия Эндрю Никкола — «Время». Изначально фильм назывался «I’m.mortal» (игра слов «Я» «смертен» и «бессмертие»). Потом фильм переименовали в «Now» («Сейчас»), а затем остановились на «In Time» («Во времени»). В русский прокат фильм вышел просто под названием «Время».

В отличие от «Гаттаки» и «Шоу Трумана», «Время» является динамичным боевиком. История о том, как в мире будущего время становится единственной валютой, происходит чудовищное расслоение общества на два класса — умирающие бедняки и живущие сотнями лет богачи. Герой из низов объединяется с представительницей элиты, и вместе они ломают эту страшную экономику и освобождают от системы один из районов страны.

ANDREW-NICCOL

По сюжету в будущем человечество открыло путь к бессмертию, и люди генетически запрограммированы так, что, достигнув 25-летнего возраста, перестают стареть. Но после этого им остаётся жить только один год, если не пополнять запасы времени. Время стало единственной валютой в мире. Когда время заканчивается, человек мгновенно умирает. На левой руке у людей находятся подкожные светящиеся часы, которые показывают, сколько времени осталось у человека. Время можно закачивать в капсулы, а соприкосновением правых запястий можно быстро передавать время друг другу, причём рука передающего своё время должна находиться внизу.

Автомобили в фильме имеют выхлопные трубы, но их движение сопровождается звуком, характерным для современных электромобилей. Тот же приём для отображения автомобилей будущего был использован и в «Гаттаке». А ещё весь транспорт в фильме не имеет номерных знаков. В современном обществе существует понятие экономики, основанной на временном факторе, ЭВФ, — теории об экономической системе, в которой основой определения коэффициентов обмена (стоимости), размера налогов, величины зарплаты является рабочее время (служебные часы). Именно опора на фактор времени отличает ЭВФ от большинства других экономических систем. Понятие «банк времени», фигурирующее в фильме, является вполне реальным. Это организация, учитывающая для своих участников, сколько часов своего времени потратил тот или иной участник на оказание различных услуг другим участникам.

ANDREW-NICCOL

Эндрю Никколу 50 лет, и за плечами у него послужной список в 7 полнометражных фильмов. Среди них «Гаттака» — драма о научном прогрессе, мелодрама о развитии масс-медиа «Шоу Трумана», боевик о развитии капиталистической системы Запада «Время», в которых он разными способами и в разных стилистиках ненавязчиво предупреждает зрителя о том, до чего мы можем дойти. Не когда-нибудь, а в самом что ни на есть обозримом будущем.