иллюстрации

Игры с тканью от Элисон Вот

Скрытую сексуальность и таинство женских форм хранят в себе сложные в исполнении картины шотландской художницы Элисон Вот (Alison Watt). Пробираясь по коридорам выставочного зала, вы смущенно отводите взгляд, полагая, что перед вами ню-элементы смелых моделей. Но модель у этих картин только одна — ткань.

Ellison-Vot

Элисон Вот — молодой талант шотландской программы GENERATION, признанной объединить даровитых художников. В начале своего творческого пути Вот поражала публику сложностью и притягательностью формы человеческого тела. Её задумчивые модели устало разрешали наблюдать за собой, рассматривать каждую деталь. Но со временем Вот переключила свое внимание на сложность изображения ткани, которая в определенных изгибах напоминает женские формы и тем самым становится более привлекательной для зрителя.

Ellison-Vot

Еще в ранних работах художницы прослеживается нить её творческой метаморфозы в не столь отдаленном будущем. Не в обиду будет сказано, но на некоторых картинах элементы ткани прорисованы лучше человеческой фигуры. И если пастельная кожа модели выглядит немного «плоской и пресной», то покрывало, на котором она лежит, притягивает больше внимания. Наверное, филигранная игра света и тени на подушках и одеялах её картин окончательно убедили Элисон Вот в необходимости «переквалификации».

Ellison-Vot

Что же подтолкнуло Вот к выбору столь необычного предмета для своих работ? Всему виной детство. Будучи ребенком, маленькая шотландка отправилась со своими родителями на экскурсию в Лондон. Именно в Национальной Галерее Вот в прямом смысле столкнулась лицом к лицу со своим идейным вдохновителем — портретом мадам Муатесье в исполнении французского художника Доминика Энгра. Девочку поразило платье главной героини. Если быть точным, то даже не само платье, его прорисованные детали: складки, вмятины, переливы цвета.

Ellison-Vot

Но прежде чем окончательно определиться со своим вдохновением, Вот прошла насыщенный путь творческих поисков и обучения. Родилась будущая «повелительница ткани» в 1965 году в городе Гринок (кстати, ровесником Вот является не менее знаменитый провокационный художник Дэмьен Херст). Это впечатление, о котором мы уже знаем, полученное в детстве, повлияло на ее творчество. В 1988 году Вот поступила в Школу искусств Глазго. Уже на второй год студенческой жизни талантливая девушка одержала победу в ежегодном Конкурсе Портретов (John Player Portrait Award), который проводится в Национальной портретной галерее Лондона. В награду Вот получила почетное право написать портрет бывшей королевы Англии Елизаветы (Королевы-Матери). Подобная честь выпадает не каждому!

Ellison-Vot

Портрет королевы — первая значимая победа Элисон Вот, но не последняя. В 2000 году Элисон стала самым молодым художником, которому предложили организовать сольную выставку в Шотландской национальной галерее современного искусства. Выставка проходила под названием Shift (сдвиг, переключение).

Ellison-Vot

«Сдвиг» творческого вдохновения заключал в себе 12 картин, изображающих ткань во всем её величии. Многие посетители выставки сошлись на мнении, что работы Вот больше относятся к абстрактному искусству. Да, на них легко угадывается изображение ткани! Но некоторые полотна отдаленно напоминают фрагменты человеческого тела.

Ellison-Vot
Ellison-Vot
Ellison-Vot

Ellison-Vot

После «Сдвига» и положительных отзывов критиков Вот окончательно утвердилась с темой творческого направления. С каждым годом её картины становились все более массивными и впечатляющими. А в 2004 году во время проведения Эдинбургского фестиваля Вот презентовала публике свою новую работу — 12-футовое полотно с хитрым названием «Still» (в переводе слово «Still» может иметь несколько значений: «тем не менее» или «тихий/спокойный»). Спокойствие, потому что местом для выставки была выбрана церковь Святого Павла в Лондоне. Тем не менее, потому что, несмотря на ожидания некоторых критиков, Вот не изменила своему увлечению тканевыми сюжетами.

Ellison-Vot

Работа «Still» получила необычную награду ACE (Art+ Christianity Enquiry) за «особый вклад в развитие духовного пространства».

Ellison-Vot

Но, безусловно, все ожидания превзошла серия из пяти картин Dark Light 2007 года. Полотна, потрясающие глубиной черного цвета, — это результат двухлетней работы, финансируемой в рамках премии Шотландского Совета Искусств (Scottish Arts Council). Кстати, Dark Light — едва ли не первый опыт Вот в искусстве инсталляции. Пять картин покрывали стены, пол и потолок металлического куба, войти в который можно было через маленькую дверь. После того как глаза привыкали к полумраку, посетителям выставки было сложно поверить, что стены «обиты» не тканью, а картинами.

Ellison-Vot

Сейчас Элисон Вот успешно продолжает находить новые грани своего таланта, изучая гибкость и красоту ткани. Это один из тех случаев, когда простота предмета вдохновения трансформируется в необычайно сложную технику исполнения.