иллюстрации

Плакат великого немого

Сегодня в кинотеатр нас зазывают отовсюду. Устоять невозможно. А задумывались ли вы когда-нибудь, как в начале XX века, в эпоху немого кинематографа, люди узнавали о премьерах? Только из плакатов на улицах. Чем ярче, красочнее и острее был плакат, тем легче было "собирать кассу". История советского киноплаката крайне любопытна. И создавали эту историю признанные художники-авангардисты.

kinoplakat

На самом деле, киноплакаты долго не живут. Отслужив свое, они становятся ненужными. Так было раньше, так дела обстоят и сейчас. Сохранились советские плакаты в коллекции Русского музея в Петербурге только благодаря тому, что рисовали их люди небезызвестные.

kinoplakat

Над созданием киноплакатов трудились настоящие профессиональные художники, многие из которых сегодня относятся к представителям советского авангарда. Антон Лавинский, один из первых мастеров фотомонтажного плаката, занимался киноплакатом, рекламой и оформлением книг. Он был автором афиши кинофильма «Броненосец Потемкин: 1905 год». Выполнил оформление спектакля «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского в постановке Всеволода Мейерхольда. Владимир и Георгий Стенберги оформляли спектакли Александра Таирова в Камерном театре. В 1923 году они стали штатными плакатистами «Совкино» и менее чем за 10 лет выпустили около трехсот плакатов. Свои работы братья подписывали на манер цирковых дуэтов: «2-СТЕНБЕРГ-2».

kinoplakat
koq5FaN7FeA

Становление русского киноплаката происходило в 1910 годы. А на период Первой мировой войны пришлось существенное увеличение кинопроизводства, тогда-то и было создано наибольшее количество дореволюционных плакатов, что сегодня и составляет «золотой фонд».

kinoplakat

Кстати, первый сеанс кинематографа прошел в Петербурге весной 1896 года. Спросите, почему же создание плакатов началось лишь в 1910-х? Все просто. Поначалу печатные плакаты отдельных фильмов были очень дорогим удовольствием. Затем ситуация изменилась. Производство плакатов стало приобретать более массовый характер. Их выпускали целые артельные производства.

kinoplakat

Женский образ на плакате — звезда советского немого кино Александра Хохлова, главная актриса фильмов режиссера Льва Кулешова. Судьба ее крайне интересна, будучи внучкой основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова и дочерью хирурга Сергея Боткина, она, вопреки многим запретам и предубеждениям, сумела сделать успешную карьеру киноактрисы в советское время. А после завершения карьеры преподавала во ВГИКе.

kinoplakat
kinoplakat

Основная черта всех советских киноплакатов — это эмоциональность. Зритель жаждал увидеть на экране настоящие страсти. Поэтому из кинематографа плакат перенял эффектные, надломленные позы и гротескную мимику персонажей. Узнаваемые образы и неизвестные объекты, «красоты» и «ужасы», плоскости и объемы сталкивались на плакатах, превращаясь порой в алогичные ребусы: главным был эффект неожиданности. Ключевым в кинорекламе 1920 годов был прием противопоставлений.

kinoplakat

Киноплакат стал площадкой для творческого эксперимента мастеров авангарда: они демонстративно порвали с ориентацией на массовый вкус и подняли жанр киноплаката на высочайший уровень, сделав плакат достоянием большого искусства. Но к сожалению, уже в начале 1930-х советское искусство было жестко направлено по пути соцреализма, что означало конец эпохи конструктивистского плаката.

kinoplakat
kinoplakat

Советский киноплакат отразил основные художественные веяния той эпохи: стилизованный примитивизм лубочных картинок, изысканные композиции модерна и лаконичные условные формы конструктивизма. Художники тщательно разрабатывали разнообразные приемы пластической выразительности, в том числе фотомонтаж. Плакат стал очень характерным, интереснейшим образцом массового искусства, выражающим вкусы широкого зрителя.