ExtraКреатив

«Американская мечта» Хантера C. Томпсона

Что общего между вольнодумством и журналистикой, политикой и марихуаной, литературой и абсолютной свободой, битниками шестидесятых и современными блоггерами – Хантер С. Томпсон. У него было около дюжины романов, шестьдесят семь лет гонки за американской мечтой, пять бесшабашных киноэкранизаций, уникальный, неповторимый писательский стиль, целый литературный парад всяких историй, репортажей, очерков, интервью,…а также двадцать два пистолета, острый ум, необузданная энергия и сотня тысяч поклонников.

gonzo

«Вначале было слово?»

Чтобы понять Хантера Стоктона Томпсона, нужно проникнуться тем, что есть «Гонзо». Ныне этот термин представляет целое направление в журналистике и даже внесен в Оксфордский словарь, а появился он в далеком 70-м, когда в журнале Scanlan’s Monthly (благополучно закрытом по политическим причинам) вышла заметка молодого Хантера «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Предполагалось, что эта статья расскажет о скачках, проходящих в Луисвилле, однако, в ней не было ни слова о лошадях. Сотканная из обрывочных записей, написанных в угарном опьянении, она содержала острые, хлесткие, провокационные выражения, разоблачающие портрет американской действительности:

Пурпурные физиономии с типичной южной одутловатостью, старый Айви стиль, полосатые пиджаки и консервативные воротники на пуговицах. «Цветущее старческое слабоумие»… рано угасшие, а может просто еще не перегоревшие.

Впервые репортер оказывается не бесстрастным свидетелем событий, а самым непосредственным их участником. О Хантере скажут:

То, что ты делаешь — абсурдно, чудовищно, но до гениальности круто. Полное gonzo!

Так появилось слово. У него множество переводов и каждый будет в точку: безумный, чокнутый, сумасшедший, эксцентричный… Но чтобы действительно понять, что есть «Гонзо», нужно проникнуться тем, как жил Хантер Стоктон Томпсон.

gonzo

Гонзо-работа: Если я напишу всю правду, которую узнал за последние 10 лет, порядка 600 людей, включая меня, будут гнить в тюремных камерах по всему миру, от Рио до Сиэтла. Абсолютная правда – это редкая и опасная штука в мире профессиональной журналистики.

Гонзо-журналисту не суждено соблюдать бюджет командировочных расходов – он купит на последние деньги издателя крепкой травы и возьмет напрокат машину с откидным верхом. Он пришлет то, что можно хотя бы условно назвать материалом, в последнюю минуту, вызвав скачок артериального давления у редактора, который так и не успеет внести правки в то, что потом будет жадно читать вся страна.

gonzo

Гонзо-журналистика – это работа с большой долей соучастия, в которой нет понятия «не для протокола». Трезвый точный репортаж и безудержная фантазия переплетаются в ней так, что отличить правду от лжи категорически невозможно. Лучший репортер журнала Rolling Stone – так назовут Хантера Томпсона, публикуя его рок-н-ролльный «бред в хаотическом порядке».
Он не придумывал новости – он создавал их. Его сенсации распространялись с радиоактивной скоростью. Чем нелепей и невероятней была новость – тем скорее в нее верили, будь то скабрезный слух, что кандидат в президенты принимает странный африканский наркотик, или горькая правда о вьетнамской войне Никсона. В консервативном, полном шаблонов и стереотипов обществе он стал глотком свежего и запретного воздуха с легким привкусом виски и Dunhill.

gonzo«Гонзо-патриотизм: Власть фриков»

«Власть фриков в горах» – первая статья Хантера в журнале Rolling Stone, с которой и начался сложный и затяжной роман с этим изданием. В конце шестидесятых он ввязался в предвыборную гонку и не в какую-нибудь, а в окружные шерифы. «Власть фриков» – так назвалась партия выбритого налысо долговязого психа, обещающего молодежи легализовать марихуану. Дети Кена Кизи и Тимоти Лири не могли не пойти за таким. Хантеру не хватило всего 500 голосов, чтобы переименовать Аспен в «Город Жирдяев». Начавшись с эпатажной затеи, гонка по-настоящему вовлекла его в мир политики.

gonzo

К ней, как и ко всему остальному, Хантер относился с юношеским максимализмом. Он близко принимал события, в которых участвовал, деля мир на добро и зло, подонков, которым следует «надрать задницы», и благородных героев-неудачников. Работая с политиками, которых сам себе выбирал, он становился их рупором – самым громким и выразительным.
Он открыто ненавидел нацизм, жестокость, расовое неравенство и Ричарда Никсона. Настоящий гонзо-патриот, который знает американскую конституцию наизусть, но нарушает законы местного и федерального масштаба так же часто, как заказывает пиво в очередном захудалом баре. Во взрослом мире политических обозревателей Хантеру прощалось все.

gonzo

Гонзо-творчество: Крайность – невозможно правдиво объяснить ее, потому что единственные люди, которые действительно знают, где она – это те, которые ее перешагнули.

gonzo

Гонзо-творчество – это две сумки диких идей, семьдесят пять скабрезных шуточек, пять гнусных фактов, солонка с дырочками, полная вибрирующей ненависти, и целый межгалактический парад планет всякой нечисти, бреда, любви и отвращения…, а также кварта таланта, кварта безумия, ящик Будвайзера, пинта черного юмора и две дюжины скотского сумасбродства отчаянного мечтателя.

Гонзо-творчество – это полный «разрыв дипломатических отношений между телом и мозгом»!

gonzo
В поисках идей и работы в 60-е невостребованный в Америке Хантер Томпсон уезжает в Пуэрто-Рико. Там он пишет сразу в несколько местных газет, работает сторожем и создает свой первый настоящий роман «Ромовый дневник». Только издадут его гораздо позже, в 99-м, когда имя писателя будет известно каждому американцу, а потом и экранизируют. В «Ромовом дневнике» есть лирика и тонкость языка, но уже присутствует гонзо-росток – плотный и пористый, как бутон пейота.

Мечтая стать настоящим писателем, Хантер оттачивает стиль, снова и снова перепечатывая на старой машинке «Великого Гэтсби» Фицжеральда и «Прощай, оружие!» старины Хэма. Он создает свой собственный, неповторимый способ сочинительства.

gonzo

Хантер был не только великолепным изобретателем историй, но и чутким наблюдателем – а это, возможно, одно из главных оружий писателя. Вернувшись в Соединенные Штаты, он почти год колесит по стране с теми, от кого большинство предпочло держаться подальше – с бандой рокеров, густо пропахших наркотиками и насилием. И вот, «джин выпущен из бутылки». В свет выходит книга «Ангелы Ада», а о Хантере С. Томпсоне по-настоящему говорят. Его истории шокируют, его слова ревут сотней моторов, его стиль обретает форму и звенит ветром в ушах, его мысли зернистой дорожной пылью скрипят на безупречной эмали голливудской улыбки. Феномен Гонзо растет.

gonzo

Спустя четыре года, осенью 1971-го публикуется «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» – беспрецедентное путешествие по долине летучих мышей с багажником, напоминающим нарколабораторию, в поисках «американской мечты». На арену выступает альтер-эго писателя – персонаж Рауль Дюк окончательно стирает все границы между автором и читателем. Книга производит фурор, а история становится культовой, как и образ жизни самого Хантера. Гонзо обретает не только стиль, но и голос, походку, запах и даже имя. Многие статьи того времени Хантер будет подписывать именно этим именем.

gonzo

Между тем, политика никогда не отпускала Хантера Томпсона. Во время участия в предвыборной кампании Макговерна появляется «Страх и ненависть в ходе избирательной кампании’72». За ней последует «Проклятие Гавайев», «Поколение свиней», «Большая охота на акул». Каждая книга – отъявленное хулиганство, отборный юмор, глобальное презрение к консервативным американским ценностям и бездна человеческой трагедии. Хантер Томпсон целится в главное заблуждение семидесятников – веру в то, что кто-то или что-то поддерживает свет в конце тоннеля. Он по буквам воздвигает памятник своему поколению.

gonzo

Никогда не создавай ничего, это будет неправильно истолковано, оно прицепится к тебе и будет следовать за тобой всю оставшуюся жизнь.

Рауль Дюк вытесняет самого Хантера – где бы ни появился Томпсон, теперь он не участник событий, он и есть информационный повод. Это сковывает его в работе и в творчестве, он пишет реже и меньше, чаще остается на своей «Совиной ферме» в Вуди Крик, пьет с друзьями, стреляет по банкам, выращивает морозостойких павлинов. О Хантере говорят, как об изжившем себя писателе, его критикуют, напоминая каждый раз об успехе семидесятых.

Одержимая муза Гонзо: Ходи гордо, надирай задницы, учи арабский, люби музыку и никогда не забывай, что ты появился из длинной очереди искателей правды, любовников и воинов.

gonzo

Муза гонзо, как и положено фрику, не похожа на длинноволосую блондинку с ангельским личиком, полным порока и восторга, хотя, безусловно, именно такие его и окружали. Что действительно вызывает параноидальную одержимость – скорость, ощущение разлетающихся при лобовом столкновении с ветром мыслей.
Тотальная психоделика – это всего лишь еще одна линза из целого калейдоскопа, имеющегося в его арсенале, которую он предложит своему читателю: можно надеть розовые очки луисвилльского торчка или фасеточную сетчатку гигантской стрекозы с 28 тысячами глазков.

gonzo

gonzo

Гонзо – это поиск, и движение должно быть непрерывным: обрывки мыслей, люди, потоки информации – все служит материалом для конструирования нового дизайна мышления. Нужно только держать диктофон наготове, или черкать салфетки, чеки, гостиничные обои, мятые двадцатидолларовые купюры, только не останавливаться. Поймал волну – пиши:

Может быть, Рая нет. Может быть мои рассуждения – просто бессвязная болтовня, плод больного ленивого воображения пьяного дикаря, чье сердце переполнено ненавистью. Дикаря, который нашел способ жить там, где дуют настоящие ветра, — поздно ложиться, развлекаться, быть сильным, пить виски и мчаться по пустым улицам, пока в душе не останутся всего две вещи: предчувствие любви и дорога…

«Футбольный сезон окончен»

20 февраля 2005 года на «Совиной ферме» в Вуди Крик раздастся выстрел:

Никаких больше игр. Никаких бомб. Никаких прогулок. Никаких забав. Никакого плавания. 67 — это на 17 лет больше, чем 50. На 17 лет больше, чем мне было нужно и чем я хотел. Скучно. Всегда зол. Никаких забав — ни для кого. 67. Становишься жадным. Веди себя как полагается по возрасту. Расслабься. Больно не будет.

Эпоха гонзо окончена, но памятник Хантеру Томпсону стоит 153 футовым многоточием в виде шестипалого кулака с зажатым в ладони цветком пейота. Он спроектировал его еще при жизни. Предполагалось, что 150 футовый монумент будет стоять в Вуди Крик, а прах развеет пушечный залп сквозь этот гигантский кулак. Джонни Депп, организующий похороны друга, построил монумент на три фута выше, потому что высота статуи Свободы 151 фут, но настоящая свобода он – Хантер Стоктон Томпсон.

gonzo