ExtraКреатив

Трендовость сексуального насилия в масскульте

Сексуальное раскрепощение сегодня становится основным рыночным продуктом. Люди секс покупают и словно пытаются понять, насколько они смогут раздвинуть границы. Продается это по-разному: секс-насилие, насилие + шутки про члены, шутки про члены + секс, просто секс или просто насилие. Как хотите. В самом широком смысле. Вероятно, что и эта статья — попытка эксплуатации темы секса.

Известный факт: у интеллигентных людей масскульт вызывает скорее негативную реакцию. Тем временем тот самый масскульт проникает в нас все глубже, а мы в него, поэтому сегодня все слова о приверженности к классике выглядят неубедительно. От полуголой Майли Сайрус и прочих отходов индустрии развлечений спрятаться невозможно и дело это бессмысленное, поэтому лучше научиться понимать течения массовой культуры.

По словам Филлипа Риффа, американского социолога, каждый продукт масскультуры и контркультуры стремится к нарушению запретов, и нет никакой разницы ради чего — идеи, бунта или денег. Поэтому массовая культура одновременно оказывается вроде бы «запретной» и выходящей за рамки, но в то же время общепринятой. Вот тут и можно различить три кита масскульта: секс, насилие и генитальный юмор.

Особый интерес вызывает сексуальное насилие как явление массовой культуры. Сегодня «ванильный секс» оказывается непривлекательным, а насилие все больше захватывает воображение обывателя. Почему то, что всегда считалось маргинальным, становится модным? В чем источник актуализации насилия в современной культуре?

sex-nasilie

Для того чтобы разобраться в причинах «трендовости» маргинальных секс-сообществ и насилия, стоит обратиться к истории. В XX веке Питирим Сорокин, социолог и исследователь сексуальной революции в Америке, утверждал, что вместо homo sapiens появляется homosexual. Потому что с детских лет и до самой могилы нас одолевает сексуальная одержимость, вызванная нескончаемым потоком секса в социальной жизни и культуре. Сексуальные отношения становятся центральным предметом исследования многих ученых. И при глубоком погружении в тему выяснилось, что главной проблемой века перемен является отношение любви и насилия.

7

Еще в древней Греции была принята ритуальная публичная порка спартанцев. Самое раннее свидетельство садомазохистских сцен в сексуальной жизни людей было найдено в Этрусской усыпальнице в Тоскане. Кроме того, фрески эротического характера были найдены при раскопках Помпей (порка женщины, женщина в повелительной позе над мужчиной). В Помпеях, судя по раскопкам, люди жили сегодняшнем днем и ни в чем себе не отказывали. Об этом свидетельствуют фрески и надписи, скульптурные сцены зоофилии, домашняя утварь фаллической формы.

sex-nasilie

Любовь и жестокость издавна волновала писателей и ученых. Фрейд был первым ученым, который изучал сексуальность человека. В первую очередь в центре его внимания была детская сексуальность и сексуальные отклонения. Тема любви у него замещается темой сексуальности, а философия любви — психологией секса.

Именно Фрейд впервые высказал идею противоречия в человеке Эроса и Танатоса — любви и смерти. Эти два начала по Фрейду — основа психики человека и человеческой культуры в целом. Любовь и ненависть настолько переплетаются, что зачастую переходят друг в друга.

Ярким последователем Фрейда был Вильгельм Райх (основатель фрейдомарксизма). Если у Фрейда Танатос ведет к саморазрушению человека, то у Райха подавление сексуальной энергии ведет к насилию и созданию мазохистского типа личности, требующего подчинения. Так и появляется агрессия с сексуальной целью. Или сексуальная агрессия.

sex-nasilie

Жан-Поль Сартр постоянно возвращался к темам любви и жестокости в своих работах. По мнению Сартра, человек достигает самопознания только через другого человека. Поэтому такие чувства, как стыд, любовь, ревность стимулируют осмысление самого себя.

По Сартру любовь парадоксальна — стремясь к другому человеку, мы хотим подчинить его. Любовь — это непрерывное противостояние, потому что она связана со свободой другого человека. Несмотря на то, что в любви невозможно достичь равенства, Сартр характеризует садизм и мазохизм формами отклонения и сексуальными болезнями, которые становятся все популярнее в современном мире. И в результате они часто оказываются в центре внимания литературы и искусства.

sex-nasilie

Особую форму сексуального поведения, БДСМ (насилие, приносящее сексуальное наслаждение), выделили в конце XVIII века, когда в Европе начали классифицировать сексуальные отношения. БДСМ — психосексуальная субкультура, основная на сексуальном обмене властью, на господстве и подчинении. Участники БДСМ-трипа соблюдают принципы безопасности и добровольности, всегда придумывают стоп-слово. Если помните, в фильме «Евротур» был забавный эпизод про стоп-слово и амстердамских проституток.

sex-nasilie

Одним из первых пропагандистов насилия был граф Франсуа де Сад (от его имени и пошел термин «садизм»). Имя де Сада и сегодня ассоциируется с жестокостью, насилием и страданиями. Мы говорим об особой сексуальной чувственности, когда возбуждение возникает при условии страдания партнера. Эта маргинальная форма сексуального наслаждения является отклонением, но сегодня популярна как никогда. Кстати, как и мазохизм (человек получает удовольствие через унижение).

sex-nasilie

Термин мазохизм появился благодаря Леопольду фон Захер-Мазоху. Отец мазохизма еще в 1870 году заговорил о сладком унижении и с легкой руки возбудил несколько поколений подряд. Основная тема его книг — моральное и физическое унижение слабовольного мужчины деспотичной женщиной — это реальные жизненные переживания автора. В 12 лет он стал свидетелем того, как его родственница изменяет мужу. Его, конечно, заметили и выпороли. Вот тут и началось настоящее сексуальное пробуждение, и наслаждение, и возбуждение.

Его «Венера в мехах» — яркий пример феномена мазохизма в классической литературе. БДСМ Захер-Мазоха скорее интеллектуального свойства. В основном это рассуждения о подчинении и доминировании в паре. Спустя почти 200 лет БДСМ стал частью массовой культуры, а вопрос сексуальных взаимоотношений мужчины и женщины по-прежнему остается открытым.

sex-nasilie

На вопрос по-своему ответил Роман Полански, представив экранизацию пьесы в 2013 году в Каннах. Режиссер, которого все еще хотят арестовать за изнасилование 13-летней девочки в 1977 году, исследует борьбу полов. В ленте никакой динамики, едкий юмор, чувственность, никакой пошлости и два антагониста: Северин — Ванда. Северин и Ванда постепенно меняются ролями: Ванда читает текст Северина, а Северин текст Ванды. Герои настолько входят в роль, что уже не различить, кто есть кто. Сексуальные взаимоотношения мужчины и женщины (в плане сексуального желания) исчерпаны.

Славой Жижек, глава Школы теоретического психоанализа, подтверждает эту мысль:

Сегодня многие говорят, что психоанализ больше не нужен, потому что теперь все позволено. Но проблема в том, что именно из-за этого сегодня повсюду царит фригидность и импотенция.

Все позволено: секс превращен в товар капиталистического общества. Люди не могут наладить глубокий духовный межличностный контакт, который в целом соответствует понятию подлинной любви, и обращаются к крайним формам сексуальности. Отличным примером тезисов «секс продает» и «все позволено» служит невероятная популярность романа «50 оттенков серого» о сексуальном подчинении. Спекуляция на маргинальном и запретном привела к эстетизации насилия.

sex-nasilie

Секс и насилие напрямую связаны с еще одним феноменом масскульта — порно. Грань того, что можно показывать, а что нет, давно стерта. Это не новое явление, но в прошлом порно не было лицом массовой культуры. Сегодня это обязательный элемент рынка, где главная цель — коммерческая эксплуатация секса.

Современный зритель отличается художественным отношением к действительности, это проявляется в стремлении эстетизации всех сторон жизни. В этом ключе образы насилия, тиражируемые не только в порно, но и в киноиндустрии в целом оказывают на зрителя сильнейшее эмоциональное воздействие.

Образы насилия были присущи всем этапам культурного развития, но осмыслялись они по ходу развития культуры. Если насилие на экране в XX веке являлось авторским эстетическим приемом, не было цели показать натуралистичную сцену, то сегодня характерно изображение детального зрелищного насилия. Сексуальное насилие в массовой культуре сегодня — это мироощущения «антисексуса» современного человека.

Очевидно, что сексуальное насилие существовало всегда, но никогда — в таком количестве. Культура развивается по пути постепенного снятия запретов: в литературу и искусство проникает все больше и больше насилия. Это может быть насилие по отношению к детям, насилие с различными техническими средствами — убийствo, расчленение. Производитель должен искать все новые и новые ходы, чтобы привлечь зрителя. Когда он находит эту «свободную» рыночную нишу, начинаются нападки «ретроградов». Общественный резонанс и повышенное внимание позволяют заработать, а затем позволяют дальше искать запреты, которые можно нарушить.

sex-nasilie

Запретов, которые можно нарушить не так много: табуирование половой сферы и насилия, уважение к традиционным ценностям и эстетические нормы. Современная массовая культура характеризуется вторжением именно в эти сферы. Особенно интересен тот факт, что авторы все чаще делают главными героями маньяков и убийц и словно оправдывают их поступки — они выглядят эстетично.

По запросу в интернете «сериалы о сексуальном насилии»: «Американская история ужасов», «Правосудие Декстера», «Игра престолов», «Лютер».

По запросу «фильмы о сексуальном насилии»: «Я плюю на ваши могилы», «Заложница», «Мученицы», «День насилия», «Секс-трафик», «Повиновение».

По запросу «книги о сексуальном насилии»: «50 оттенков серого», «Сильная рука», «Цвет боли. Красный», «Будет больно. Мой эротический дневник», «Привяжи меня», «Интимный дневник „подчиненной“», «На пятьдесят оттенков темнее», «Вожделение», «Любовь доминанта».

sex-nasilie

В целом насилие и секс-трипы на любой вкус. В масскульте насилие опосредованно «принципом удовольствия», тенденцией к обновлению эстетических ожиданий. Культивирование насилия и смерти выступает в качестве зрелища, привлекающего к себе внимание. Как правило, никакой другой смысловой нагрузки оно не несет. Образы и символы выработали привыкание у постоянного потребителя массовой культуры, поэтому сегодня мы наблюдаем трендовость насилия. Свобода сексуальных предпочтений — рыночный выбор, то есть свободный выбор потребителя. Еще Жан Бодрийяр рассуждал об отрицательном влиянии сексуального освобождения: отказ от ограничений привел к тому, что все стало сексуальным, и от этого секс растворился и исчез. Сегодня и мужчины, и женщины живут по одним правилам. Как параллели, которые не пересекаются.

Антропологический кризис сегодня — это состояние общества переходного периода. Упадок должен дать толчок к тем вечным ценностям, которые некогда постулировала высокая культура. Когда нечего будет продавать, масскульт вернется к высокому. Может быть, человеку нужно ндцать лет одиночества (сексуального в том числе), чтобы выйти и обрести способность любить.