В переводе с греческого, анаморфический — подвергающийся изменениям, искаженный. Анаморфные иллюзии появились еще в эпоху Возрождения. Они быстро стали очень популярными. Технику использовали в книжных иллюстрациях, гравюрах, настенных росписях, а также для сокрытия информации от лишних глаз. Пользуясь оптическим обманом, можно было передать секретное послание или спрятать в изображении политическую карикатуру, магический символ или забавную непристойность.
Первой известной анаморфной иллюзией считается «Глаз Леонардо» 1485 года. Привычный глаз можно увидеть, наблюдая под очень острым углом.
http://www.youtube.com/watch?v=8owCtUTaMd0
Кроме Леонардо Да Винчи, отцами жанра также считается немецкий художник Ханс Гольбейн Младший, чья картина «Послы» поразила современников XVI века, и итальянский архитектор Андреа Поццо, использовавший оптический обман для создания масштабных росписей. Его поразительные работы выполнены на плоском потолке, а правильные пропорции открываются только с определенной точки, отмеченной на полу зала.
Художник из Нюрнберга Эрхард Шен уже в 1538 году создавал скрытые образы в своих гравюрах по дереву. На одной из них сначала можно заметить библейского Иона, кита и части пейзажа, но если посмотреть под небольшим углом снизу слева, перед глазами открывается неожиданное изображение крестьянина, справляющего естественную нужду. Более четко проступает и фраза «WAS. SICHST. DV», то есть «Что ты видишь?».
Всего существует 4 вида анаморфоза:
- Оптический — искажает предметы с помощью перспективы. Чтобы увидеть цельную картину, зритель должен находиться в определенной точке.
- Зеркальный (катоптрический) — для создания и восстановления изображения нужны зеркала-анаморфоскопы — плоские, конические, цилиндрические и пирамидальные, с разным количеством граней.
- Диоптрический — можно увидеть изображение только через специальные очки.
- Анарофоскопический — для просмотра необходимо вращение. На этом принципе зарождался кинематограф.
Венгерский художник, дизайнер и мультипликатор Иштван Орош проработал все способы искажения и среди его работ есть несколько, иллюстрирующих анаморфический принцип.
В наше время технологий сложные вычисления можно доверить компьютерам, но тем не менее современные художники продолжают удивлять полетом фантазии и мастерством исполнения. Джонти Харвитц из Лондона создает анаморфные скульптуры, чтобы, как он говорит, визуализировать математические вычисления. Ученый в душе, он начал работать в этом стиле, вдохновившись картинами Да Винчи, Уильяма Скротса и мастера иллюзий Маурица Эшера.
http://www.youtube.com/watch?v=Z3hAojDjNhA&list=UUsJTahxI36FEd4dKjOdZdpQ
http://www.youtube.com/watch?v=W3SIEt37FjI
Швейцарский художник Фелис Варини — мастер ломаной перспективы. Его эксперименты — это магия геометрии в действии, они будто намеренно дразнят восприятие и воображение. Где он только не творил: в квартирах, туннелях, на домах, даже на целых деревнях. Одним из его последних масштабных проектов стал Большой Дворец в Париже. Смотрится психоделично, ярко и необычно.
http://www.youtube.com/watch?v=2_P-8rArDnE
Не так масштабно, но не менее оригинально анаморфные приемы использует Brusspup. Привычные современные вещи внезапно трансформируются в оптический обман. Поразительно, сколько удивительных вещей можно создать, используя законы природы.
http://www.youtube.com/watch?v=tBNHPk-Lnkk&list=PLB3DF6E045C1F0FE6
Анаморфизм прижился и в дизайне. Непонятные знаки на глазах превращаются в четкие надписи. Прием даже используют для оформления спортивных залов, колледжей и гостиниц. Выглядит эффектно, даже могло бы стать отличной идеей для дизайна целой квартиры.
Где только не обманывают наши глаза — в Нюрнбергском метро станция Rathenauplatz оформлена анаморфными портретами кисти Грегора Хилтнера. А мы обманываться и рады.