Этот 33-летний уроженец японского города Осака сегодня знаменит по всему миру, благодаря уникальному сочетанию в своем ДНК генов смелого экспериментатора и тонко чувствующего мир эстета. Из его мастерских в выставочные залы мировых галерей попадали экспонаты из самых странных и нетрадиционных материалов: стеклянных призм и шариков, монтажной пены, силиконового масла, строительного клея и воды, которые в тандеме с авторскими концепциями пространства и света производят на зрителей поистине чарующий эффект.
Искусство Кохеи Навы может показаться очень концептуальным, однако, на самом деле, оно совершенно естественно и рождается прямо по ходу его любопытных экспериментов.
Такой подход, отсылка к подсознанию, к творческим струнам придает его работам особый, уникальный почерк. Некоторые инсталляции Навы невозможно отнести ни к одному из привычных жанров искусства, другие можно отнести сразу к нескольким. Впрочем, это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть.
«Пена»
Эта масштабная и радикально волшебная инсталляция под названием «Пена» (“Foam”) – один из поздних проектов художника, который был представлен публике на фестивале «Aichi Triennale—2013» в Нагое. Выставочный зал рукой талантливого японца трансформировался в пустое черное пространство с намеком на бесконечность. Эту бескрайнюю космическую тьму с тонкими прожилками нежного света художник заселил лабиринтами из пушистых густых облаков.
Чтобы создать эту иллюзию, которую сам автор назвал «ландшафтом первозданной планеты», Нава опытным путем разработал особую пену, смешав в нужной пропорции моющее средство, воду и глицерин. Полученный в итоге состав, обладая всеми характерными свойствами пены, отличается в то же время достаточной жесткостью и долговечностью. Пузырьки искрятся и лопаются, облака могут двигаться и пружинить, при этом сохраняя общий рельеф и всепоглощающую сказочность.
Эта инсталляция, как и все прочие работы автора, имеет и философский контекст. Она наглядное изображение дуализма реальности: нерушимая устойчивость и прочность бок о бок с хрупкостью и невесомостью в бесконечном иллюзорном пространстве человеческого восприятия.
PixCell-1: Бусины
Эта часть в коллекции художника привлекла много внимания не только благодаря своей чарующей эстетике, но и в немалой степени из-за использованного в технике материала. Дело в том, что в такой стеклянный «скафандр» Кохеи Нава решил нарядить не только обыденные предметы, вроде башмака или игрушечного танка, но и настоящие чучела животных. Поверхность каждого экспоната автор сплошь покрыл прозрачными стеклянными бусинами, заменяя само его существо на дубликат, «изображение в клетке», в оригинале – PixCell.
Это название имеет еще один подтекст. Сегодня цифровые технологии и вездесущность интернета подразумевают, что все реальные поверхности могут быть оцифрованы и заархивированы в этом новом пространстве. Нава решил показать этот процесс максимально наглядно, открыв виртуальный, опосредованный взгляд на реальность. Ведь текстура, цвет и поверхность замурованного в стеклянный саркофаг предмета оказываются доступны нам только сквозь призму маленьких прозрачных шариков, которые целиком поглощают и форму предмета, и его существование. Их совокупность и создает цельный образ каждого объекта, который кажется воздушным, жидким и твердым одновременно.
PixCell -2: Призмы
В другой части этой же серии, названной «Призмы» (“Prism”), художник тоже использует подход искажения реальности в клетке, но уже с другого ракурса.
В данном случае для создания нужного эффекта используется не масса мелких клеточек, а одна большая – стеклянная призма. Ее стенки разделяют направление света и создают иллюзорный образ, который может быть виден с разных углов. Таким образом, натуральный объект, закупоренный в капсулу, выглядит как нечто виртуальное, голограмма, галлюцинация. Под разными углами обзора замурованные в стеклянной клетке звери то исчезают вовсе, то появляются вновь.
Когда в облако прозрачных бусин или стеклянную клетку помещается нечто живое и настоящее, как, например, чучело животного, мы теряем возможность видеть его непосредственно, не можем больше прикоснуться к самому предмету и остается только наблюдать его как факт, как «вещь в себе». Это одновременно диссоциация и объединение объекта и его двойника, реальности и иллюзии.
«Шлак»
Довольно брутальная инсталляция художника под названием «Шлак» («Scum») объединяет бесформенные скульптуры из полиуретановой пены. В этой технике используется поток воздуха и брызги полиуретановой смолы, которая после затвердевания становится похожей на пористую твердую губку.
Сами работы производят впечатление застывшего во времени процесса неконтролируемого деления клетки. В этом разросшемся куске одновременно воздушной и твердой массы нет определенной формы или каких-то строгих символов. Вся суть идеи упирается в чистый объем, совершенно без смыслов, ассоциаций и предысторий. Эта инсталляция изображает, как ломается старый каркас, как разрушается изначальная форма и из нее рождаются бесконечные новые трансформации.
«Жидкость»
Инсталляции для серии «Liquid» (Жидкость) создавались из воды и силиконового масла – бесцветной, прозрачной жидкости, устойчивой к температуре и не пропускающей воду. Ее поверхностное натяжение гораздо ниже, чем у воды и обычных синтетических масел, поэтому добавление небольшого количества такого масла в воду производит любопытный эффект, которым и воспользовался находчивый Кохеи Нава.
Подсвеченный слой силиконового масла светится изнутри и рисует на идеально гладкой поверхности ровные строчки пузырей. Нейтральный белый фон становится идеальным полотном для их своеобразного танца – то появляются, то исчезают. Инсталляция производит тонкий чувственный эффект, контактируя больше с бессознательным миром и символизируя непрерывный процесс творческого мышления.
Видео от Кохеи Нава «Синтез точек» (Dot Synthesis)
«Клей»
Следующий экспонат – инсталляцию «Клей» (“GLUE”) – художник рисовал прямо на стене при помощи клеевого пистолета. Когда текстура застыла, линии стали объемными и, как липкая паутина, облепили стены, повисли на них волокнами. Фрагменты изображения буквально связаны друг с другом и создают впечатление живой жизни, разросшегося по стене синтетического плюща. Это своеобразное произведение можно назвать одновременно и картиной, и скульптурой.
Художественное чувство Нава распахивает глаза к различным видам материалов и сред, показывает новое измерение восприятия. Его работы подрывают наше привычное чувство реальности своим сложным взаимодействием реальных объектов и их виртуальных образов. Этот молодой художник изобрел собственный язык общения с публикой, который отражает настоящее информационного общества 21-го века и глубокую суть большого вневременного мира.
Сайт художника: http://www.kohei-nawa.net/