«Вы берете то, что внутри, и достаете это наружу – в этом и заключается цель проекта «Наизнанку», – комментирует журналистам свое творчество неординарный художник JR. Кто скрывается за неброским псевдонимом и откуда берет начало такое своеобразное уличное искусство?
JR – это французский стрит-арт художник, который появляется на публике всегда в темных очках и фетровой шляпе. У него самая большая галерея на планете, поскольку своим творческим пространством он считает разные города мира. От трущоб Кении и до улочек Парижа – он переворачивает жизни городов наизнанку, показывая простые лица их жителей.
Сейчас ему 31 год, и он до сих пор не афиширует свое имя. По его словам, анонимность дает больше возможностей для самовыражения и обеспечивает простоту путешествий. Вообще простота – ключевое в творчестве JR. Он делает простые вещи для простых людей довольно простым способом. Он находит своих героев, гуляя по улице или по парку. Знакомится и слушает историю каждого. После чего он делает портрет, увеличивает его до необъятных размеров и, как ювелир, инкрустирует в жизнь города.
Находка в метро и первые проекты
В 16 лет он рисовал граффити в вагонах метро и на крышах. Однажды он нашел камеру в подземке, и это круто изменило его жизнь. Он все еще ходил со своими друзьями, которые осваивали Париж весьма необычным способом – разрисовывая стены, но JR был уже не с баллончиком и трафаретами, а с фотоаппаратом. В 17 лет JR начинает расклеивать эти фотографии в телефонных будках, магазинах и подвалах. Тогда он впервые назвал себя photograffeur (фотограф и граффитчик в одном лице) – и, в лучших традициях стрит-арта, стал подписываться инициалами – JR. В этот момент он задается вопросом об использовании наружных стен для художественной реализации. Он задумывается о вертикальных границах городов и их структуре – о стенах, фасадах.
В 2004 году JR проводит свою первую неофициальную выставку. Итогом путешествий по Европе стала серия портретов, распространенных в одном из непримечательных районов Франции. В 2005 году начинаются беспорядки в Клиши-су-Буа – французская коммуна, где проживает много чернокожих иммигрантов. JR с целью разрядить обстановку делает яркие, нелепые портреты и развешивает их в Восточном Париже. На этот раз его работы вызвали резонанс: он поставил под сомнение социальный и медийный образ этих иммигрантов – целого поколения Франции, о котором принято не говорить или говорить исключительно в негативном свете. С помощью объектива фишай JR сделал смешные фотографии, придав человеческое лицо спорному вопросу. Этот проект он назвал «Портрет поколения». Кстати, общественность откликнулась очень тепло, а некоторые даже признались, что изменили свое отношение к иммигрантам.
От граффитчика до режиссера
Стрит-арт обычно подразумевает политический подтекст. Сам JR говорит, что не стремится изменить мир, но, когда он видит улыбки где-нибудь в трущобах Бразилии или Камбоджи, то считает, что добился своей цели. Конечно, одним проектом JR не ограничился. Следующим его «холстом» стали стены Израиля и Палестины. Он со своей командой отправился на Восток и сделал вывод, что люди обеих стран очень похожи, говорят на схожем языке, ведут себя почти одинаково. В проекте «Лицом к лицу» он показывает, что у учителя, фермера, водителя Палестины есть брат-близнец по ту сторону границы – в Израиле. JR сделал серию ребяческих фотографий людей одной и той же профессии, но живущих в разных странах, и разместил их друг напротив друга. Фотографии никто не срывал, наоборот – очередной проект художника вызвал положительные эмоции.
JR автор десятка социально-урбанистических проектов. Он снимал пожилых людей Лос-Анджелеса, Шанхая и Берлина для проекта «Городские морщины»; он разговаривал с сотней женщин из Рио-де-Жанейро, живущих в самом криминогенном районе – и сделал проект «Женщины – герои», напомнив о беззащитности слабого пола. JR превратил один из неблагополучнейших районов – в уличный музей. А в этом году JR даже пригласили в качестве режиссера для Нью-Йоркского балета под музыку Woodkid.
Сто тысяч селфи и сто тысяч долларов
Одним из самых последних его проектов стал проект «Наизнанку», с которого мы и начали знакомство с JR. Суть проекта проста: любой человек может прислать команде художника свою фотографию – и получить постер со своим изображением, или сфотографироваться в PhotoButh грузовике и затем вклеить свое лицо в бесконечную мозаику портретов на полу. «Наизнанку» оказался самым масштабным творением уличного мастера – «селфи-акция» прошла уже более, чем в 100 странах и насчитывает более 100 тысяч фотографий. JR как-то сказал, что стрит-арт помогает ему обратиться к человеку, который не ходит в музеи – кажется, ему это удалось.
JR уже получил главную награду за свои труды – бесконечную любовь прохожих, однако вдобавок к этому – еще и премию TED 2011 (100 тысяч долларов) «за желание изменить мир». JR говорит о своих работах так: