Правнучка британского писателя-фантаста Атура Мейчена и будущая волшебница родилась в Бирмингеме в 1978 году. Уроки анатомии в Школе рисования и изобразительного искусства Оксфордского университета вдохновили ее на создание полутораметрового скелета из коры и веток, а с конца 1990-х годов главными персонажами Тессы Фармер стали «феи» – маленькие создания, представляющие собой гибрид человека и насекомого.
Художница наделила их чертами, известными из ирландских и английских легенд: перепончатыми ручками и крылышками, то прозрачными и тонкими, то бархатными, как у бабочек. Среди деятелей contemporary art, использующих в творчестве органические материалы, Тессу Фармер отличает кропотливая ювелирная работа. Чтобы рассмотреть отдельные детали инсталляций, необходимо увеличительное стекло, ведь некоторые из скелетоподобных фигурок достигают всего 7 мм в высоту. Художница старается сделать фигурки максимально миниатюрными.
Истоками творчества Тессы называют мистификацию сестер Элси Райт и Френсис Гриффитс из графства Йоркшир, которые в 1917 году с помощью фотографий нарисованных фей сумели убедить в реальности существования «маленького народа» даже знаменитого писателя Артура Конан Дойла. Близки ей и работы родного дяди, автора «Шерлока Холмса», – художника Ричарда Дойла, с любовью изображавшего жителей сказочного мира.
Но ее человечки-мотыльки вовсе не романтичные «фейри», любимые персонажи викторианской эпохи. Этим маленьким дикарям, лишенным индивидуальных черт, присущи хищные повадки, ими движет животный инстинкт, направляемый разумом. Они сообща нападают на насекомых и зверей, безжалостно вонзая в них мечи-былинки, стреляют из крошечных луков, седлают стрекоз, дергают за крылья бабочек и пчел, дерутся из-за личинок.
Для создания подобных арт-объектов Тесса Фармер специально изучала особенности поведения пчел, пауков и ос. Проводя много времени за микроскопом, необычный скульптор видит красоту в строении насекомых, и по-своему интерпретирует ее. Но, разглядывая инсталляции, можно вспомнить и образ существа, вызванного к жизни доктором Франкенштейном.
В создаваемых Фармер образах сочетаются фантазия художника и наблюдательность энтомолога, ее работы органично смотрятся и в пространстве галерей современного искусства, и в музее естественной истории. Правда, не всем зрителям ее натуралистичные композиции могут прийтись по душе. Художница и не отрицает, что эстетика ее творений может существенно расходиться с общепринятыми концепциями прекрасного. Кураторы выставок и зрители часто видят в произведениях Тессы притчу о людской жестокости, аллегорию на губительное вмешательство человека в естественную природную среду, но сама художница объясняет их несколько иначе.
Сегодня создательница маленьких злых фей стала лауреатом многочисленных наград, включая престижные премии Королевского Британского общества скульпторов, а интерес к ее работам проявляют известнейшие музеи по всему миру, от Лондона до австралийской Тасмании. В рамках проекта «Новояз: британское искусство сейчас» инсталляция «Рой» из собрания Чарльза Саатчи экспонировалась в Государственном Эрмитаже. Эта работа состоит из ста двадцати подвижных частей, подвешенных на тонких нитях-паутинках в пространстве стеклянной витрины.
Взаимобогащающим стало сотрудничество Тессы Фармер с автором электронной музыки Амоном Тобином, фотографии ее инсталляций «Контроль над природой» украшают обложку вышедшего в 2011 году альбома «ISAM».
Несколько лет назад на выставке в лондонском музее Естественной истории художница загадочно предупреждала: «Их конечная цель – нападение на людей. Они просто тренируется на лисе…». И вот уже скелетоподобные фигурки вскарабкались на бокал с вином и шествуют по фарфоровой тарелке, а новый выставочный проект, недавно открывшийся в Музее искусств Холберн, называется «Нежелательные посетители». Куда заведут маленьких крылатых бестий воображение их создательницы, дорога эволюции и философия межвидовой борьбы, покажет время.