Казахстан – это страна засушливых пустынь и степей до горизонта. В таких регионах издавна исповедуют особое, сакральное отношение к деревьям. Одиноко растущее или старое дерево становиться местом привала, отдыха, молитвы. Местом силы.
Проект казахского дизайнера Айбека Алмасова оправдано рассматривать как новое прочтение или переосмысление такого исконного отношения. Эта работа, которую можно назвать инсталляцией, эко-скульптурой или архитектурным концептом называется «Дерево в доме».
В данном случае это парафраз домика на дереве, какие строят для американских тинэйджеров. Место, где можно побыть одному или расслабиться с друзьями. Подышать хвойным воздухом, насладиться тишиной леса. Это – практическая функция в замысле дизайнера.
Но не всё так просто. Этот дом – прозрачный четырёхэтажный цилиндр с винтовой лестницей внутри, позволяющей подняться до верхушки дерева. Именно лестница становиться ключевым элементом художественной концепции, ведь она подразумевает динамику, путь. А значит и человека, который по этому пути пройдет.
Известно, что многие мифологические системы описывают мир с помощью модели Мирового древа. По сути, идея Древа это способ выразить мир как некое целое, состоящее из множества разных элементов. Иерархическое единство противоположностей, включающее всё: и преисподнюю, и землю, и небеса.
Иггдрасиль – исполинский ясень в германо-скандинавском эпосе
Такая отсылка к архетипам позволяет нам по-настоящему оценить идею Алмасова. «Дом дерева» не просто номинальное «жилище дерева», а метафора движения. Вернее всего – духовного постижения. Поднимаясь всё выше по лестнице, мы, с одной стороны, остаёмся всё там же, с той же сосной. Но в то же время, каждый новый уровень открывает нам новый обзор, новую перспективу. Новое понимание неизменного мира.