Когда я умру, пляшите на моей могиле и поливайте цветы тем,
что пьете сами. Делайте, что хотите, только не клонируйте меня,
потому что мой клон никогда не будет таким же, как я.
Робин Уильямс
Робин Уильямс знакомый русскоязычному поколению 1990-х и 2000-х сызмальства. Его танцующая и поющая миссис Даутфайр была настоящим достижением Голливуда по созданию семейных комедий.
Конечно, тем Уильямсом, которого знает весь мир, актер был не всегда. По лестнице успеха он поднимался очень тяжелой поступью.
Несмотря на то, что у Уильямса в конце 1970-х годов за плечами уже была самая престижная актерская школа Нью-Йорка, он, никому не известный как когда-то Луи де Фюнес, подрабатывал вечерами в кафе. Именно там познакомился со своей первой женой Валерией, решившей, что ее избранник должен по-настоящему заняться своей карьерой. Молодожены переехали в Лос-Анджелес, и началась череда безуспешных кастингов. Почти все продюсеры вскоре узнавали человека в костюме клоуна с волосами до плеч и с тысячей горячих анекдотов в запасе.
Близкие люди знали, что Уильямс очень образованный человек, ему льстило внимание фанатов, но больше всего он ждал, что же скажут о нём серьёзные джентльмены в очках с золотой оправе — киноакадемики и критики престижных англоязычных журналов о кино и театре.
Их признание актер получил только в 36 лет, сыграв в 1987 году в фильме «Доброе утро, Вьетнам». До этого были десятки второстепенных ролей, сериалы, даже успешные фильмы, но все это казалась ранимому Робину несерьёзным.
Роль Эдриана Кронауэра стала на родине актера знаковой. После неё его стали часто приглашать выступать перед военнослужащими. После чего многие цитировали полусерьёзные, полушутливые высказывания любимого гуру: «Афганистан постепенно становится более безопасным, но происходит это главным образом потому, что опиумные маки там растут как нигде». Но Робину всегда прощали его словесные выпады, стоило ему только улыбнуться в ответ. Его приятная улыбка располагала, притягивала, давала надежду людям разных рас, социальных групп и профессий.
Автор «Севильского цирюльника» Пьер Огустен Бомарше писал, что «он спешит посмеяться над всеми, а не то пришлось бы заплакать». Годы странствий по съемочным площадкам второсортных сериалов, почти присутствие в кадре, а не настоящая работа мастера, а затем оглушительный успех наложили отпечаток на мироощущение актера.
Впоследствии Робин Уильямс в 2006 году серьёзно лечился от алкогольной и кокаиновой зависимости. Годы спустя актер говорил, шутя: «Кокаин — это предупреждение Господа о том, что ты зарабатываешь слишком много денег».
Супруги Робина отмечали, что он был в компании детей всегда своим. Дети младшего возраста полностью доверяли бородатому дяде, принимая его за своего. Знаменитый актер мог часами кататься вместе с ними на полу, забавлять их фокусами. Именно дети его и вдохновляли на съемки и создание собственных комедийных шоу. Наверное, поэтому он так блистательно озвучил роль Джина в хите Диснея «Алладдин».
Настоящим триумфом для актера стал долгожданный «Оскар» в 1997 году, к которому он шел 11 лет, номинируясь еще в фильмах «Общество мертвых поэтов» (1989) и «Король-рыбак» (1991).
Премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана американские киноакадемики вручили Уильямсу за роль психолога Шона Мэгуайра в фильме «Умница Уилл Хантинг».
Критики, чаще всего скупые на похвалы в адрес «грустного клоуна» (одно из прозвищ актера среди фанатов), в этот раз писали, что Бен Аффлек, Мэт Деймон и «проникновенный Уильямс, без которого бы фильм не состоялся», — это цвет американской нации конца столетия.
Фильмы «Куда приводят мечты» (1997) и «Двухсотлетний человек» (2000) не считались в США успешными. Но они по-новому раскрыли грани таланта мэтра.
«Куда приводят мечты» — это замечательная фантазия о настоящей любви, которой одиноко в безумно красивом Раю, если вторая половинка находится в Аду.
Сегодня фанаты всего мира задаются вопросом, куда же привела мечта Уильямса его самого? Сам актер сказал когда-то, что у того, что мы смертны, есть определенная цель.
В одном из самых значительных фильмов с точки зрения киноискусства, к чему и стремился любимец миллионов, «Общество мёртвых поэтов» есть знаменитая реплика: «И пьеса жизни еще не кончена, и ты, быть может, впишешь свою строку…».
Казалось бы, добрый Робин всем своим творчеством нам говорил это…