люди

Художественная эротика в русской литературе

Может показаться, что до «Лолиты» Владимира Набокова высокая литература на русском языке сдержанна, обходит интимную составляющую жизни своих героев. Но даже такой «моральный век» как 19, охотно начал нарушать запреты.

erotica

В школе учат, что русская литература, прежде всего, воспитывает. По сути, это так, но высказывание «у нас секса нет» не применимо к текстам великих авторов. Конечно, пошлятины, чернухи и разгула плоти и самого секса, действительно, в национальном достоянии, великой русской литературе, нет. А вот восхищение прекрасными формами противоположного пола всегда встречается. Как изобилуют художественные картины искусства тела — эротики. Подход в изображении у каждого писателя индивидуальный, но все человеческое героям произведений свойственно.

«Солнце русской поэзии», Александр Пушкин, писал всю свою недолгую жизнь о любви. Влюбчивый классик первым заговорил о такой важной детали у женщины, как нога. Автор недаром вместо слова «нога», использует — «ножка», выбирая более проникновенный тон:

Дианы грудь, ланиты Флоры

Прелестны, милые друзья!

Однако ножка Терпсихоры

Прелестней чем-то для меня.

Не о таких ли музах мечтал Александр Сергеевич?

erotica

Со времен Пушкина мало что изменилось. Сегодняшние Евгении Онегины также мечтают не о ногах как на картинах Дега, а о стройных женских ножках.

erotica

erotica

Иван Тургенев больше полжизни прожил во Франции. Полжизни любил французскую танцовщицу Полину Виардо, которая никогда не расставалась с мужем, отчего современники автора «Отцов и детей» говорили о любовном треугольнике Тургенева.

erotica

Во всех знаменитых романах Тургенева, конечно же, есть девушки. Умные, ответственные, гордые, независимые. Из-за этих положительных качеств критики и придумали понятие «тургеневская девушка». Но такая ли особа заставила любимого героя автора, Евгения Базарова, отказаться от своих убеждений? Базаров заболел любовью, такое чувство вряд ли только платоническое. В самом начале знакомства с Одинцовой герой говорит о ней: «Какое богатое тело!». Скрыть свое, мягко говоря, волнение Базаров пытается грубостью, но вряд ли герой всерьёз собирался сдавать роскошное тело Анны Сергеевны, про которую, кстати, говорили, что у нее «репутация какая-то», в анатомический театр! Не из-за таких ли «роскошностей» герой Тургенева отказался от своего нигилизма?

erotica

Лев Николаевич Толстой, «зеркало русской революции», отлученный от церкви, возмутитель общественной жизни России, в вопросах этики и морали прочно стоял на позиции семьи. Хотя о его любовных похождениях ходили легенды.

В романе-эпопее «Война и мир» Пьер Безухов не понимает, зачем он женился на Элен Курагиной. Кажется, что он женился на бездушной женщине, но с очень эффектным телом: «<…>блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, Элен прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде груди и спины и как будто внося с собою блеск бала<…>».

erotica

Молодой Пьер Безухов, только начинающий свои долгие нравственные искания, видит в княгине Курагиной, прежде всего, тот «мир наслаждений, о котором он даже не думал». Толстой не избегал изображать в своих романах пикантностей, а, наоборот, с присущей ему словесной силой, яркими стилистическими мазками рисовал красоту тел своих героинь. И если Пушкин только приоткрывает завесу, мечтая о «ножках», а Тургенев бодрит воображение, не конкретизируя, то Толстой выразительно акцентирует внимание на женских прелестях своих героинь: «<…> что он об ней думал и слышал, может быть неправдою, и он опять видел не ее прежнюю, а ее шею, плечи, грудь<…>».

erotica

В повести «Хаджи Мурат», написанной уже в 20 веке, автор смотрит на манеру одеваться в обществе глазами горца. Что для светских красавиц в 1840-е годы в России казалось нормой, для представителя другой культуры, смотрящего на происходящее в его первозданности, кажется слишком откровенным. Для Хаджи-Мурата, сурового война, представителя вольных народов свойственна простота восприятия: «<…>Молодые и не совсем молодые женщины, в одеждах, обнажавших и шеи, и руки, и почти груди, кружились в объятиях мужчин в ярких мундирах. У горы буфета лакеи в красных фраках, чулках и башмаках разливали шампанское и обносили конфеты дамам. Жена «сардаря» тоже, несмотря на свои немолодые годы, так же полуобнаженная, ходила между гостями, приветливо улыбаясь, и сказала через переводчика несколько ласковых слов Хаджи-Мурат».

erotica

Антон Чехов — тонкий знаток человеческих душ и социальных отношений. Казалось бы, интеллигентность Чехова не позволяет автору говорить с той долей откровенности об отношениях своих героев. Но в рассказах «Анна на шее», «Ионыч», «О любви», «Дом с мезанином» автор переходит ту черту дозволенного. Но Чехов в этом вопросе не так прямолинеен, как Толстой. Едва улавливаются намеки, жесты, взгляды. В «Даме с собачкой» автор нарисовал всепоглощающую страсть, но можно ли оставить такой художественный рисунок без аллюзий?

erotica

Двусмысленность положения героини Чехов передает через сцену с арбузом. Сочная вкусная ягода — символ страсти и тайных желаний героини. Интересно, что после Чехова такая символика стала узнаваемой. В современном мире давно устоялось мнение, что две ягоды ассоциируются со смелыми эротическими фантазиями: клубника и арбуз. Главной составляющей такого восприятия стал ярко-красный цвет фрукта.

erotica

В литературе XIX столетия, несмотря на ее воспитательные ценности, извечные темы, волнующие «человеческое естество», всегда получали в разной степени свое освещение. Это могли быть намеки, упоминания, «словесные очертания». Эротика не была самоцелью для прозаиков и поэтов, а уместным вкраплением. Такие немногочисленные строчки современников авторов заставляли господ с бородами прятать улыбку, а молодых девиц краснеть. Таким образом, писать о любви и не иметь в подтексте эротику не удалось почти ни одному классику.