Картографическая иллюзия

Уже много лет Джерри трудится над созданием уникального проекта – карты мира, самой подробной из тех, которые когда-либо изобретало человечество. С единственным отличием – все изображения на ней – плод фантазии самого Грецингера.

На металлических стеллажах его студии бережно хранятся эскизы – бумажные листы размером 8×10 сантиметров. Всего – порядка 2400 экземпляров. Если разложить их на плоской поверности, получится ровно две тысячи квадратных футов – внушительный размер, ничего не скажешь. На эскизах полная информация обо всех объектах вымышленного мира Джерри. Здесь можно найти парки, скверы, аэропорты, автобусные остановки, магазины и даже бензоколонки! «Я беру простые листы бумаги, а затем соединяю их в единый холст, так мое произведение оживает», — говорит мастер.

illusion

Официально старт проекта был дан в далеком 1963-м году, когда Грецингер нарисовал первые «пазлы». Неофициально – намного раньше: еще в детстве. Для своего младшего брата Джерри всегда любил придумывать новые игры. И все затеи неизменно были связаны … с картами. Но детство прошло, карты истрепались, многие потерялись. Впрочем, Джерри не унывал. Уже будучи взрослым он решил вернуться к юношескому порыву и создать свою картографическую империю. Работа кипела и днем, и ночью. Шаг за шагом рождались всё новые элементы сложной конструкции. Свое детище Грецингер оставил на несколько лет лишь однажды– и то по важному поводу: чтобы поставить детей на ноги. А затем – опять полное погружение в творчество. Так на карте появились два государства: Плаеидес и Украиниа. Последнее – очень созвучно с нашей Украиной. Хотя, что на самом деле сподвигло художника взять такое название – доподлинно неизвестно.

В свои 69-ть Джерри по-прежнему оттачивает каждый шаг. Сначала – смешивание красок. Для мастера важны прежде всего цветовые переходы — от светло-розового  до пурпурного, от темно-зеленого до ярко – салатового. Грецингер знает секрет, как быстро превратить серый в коричневый, желтый в синий, красный в фиолетовый.

Общеизвестно, что все художники немного маги и волшебники. Джерри тоже этим грешит. Чтобы все спорилось, он обращается к пророчеству игральных карт. «Есть в их комбинациях что-то завораживающее,- признается Джерри. — Эти небольшие куски картона способны ответить на многие вопросы, никогда не врут и могут, как Нострадамус, точно предсказать будущее».

Грецингер создал свою систему гадания: на работу. Каждую карту мастер снабдил определенным «художественным» значением. Оно-то и должно подсказать, что делать в конкретный момент. Перед тем, как приступить к творчеству, Джерри долго тасует колоду и вытягивает одну карту. Если, скажем, выпала семерка бубен,  значит маэстро нужно «создать копию» одного из уже имеющихся бумажных эскизов.

А вот трешка пик не столь прямолинейна, как ее карточная подруга. Она означает …   «новую пустоту». Под этим странным названием Джерри спрятал свой философский камень. На эскизе «новая пустота» обозначена белыми квадратами. Таким необычным способом Грецингер призывает последующие поколения самостоятельно восполнить пробелы в архитектуре и представить свои решения. Что это будет – арка из «Квадрата» Малевича, кинотеатры 10 D, клубы или просто библиотеки – решать будущим строителям в следующем веке, а, может, и намного позже. Впрочем, маэстро нередко сам возвращается к белому арт-произведению и предлагает свою альтернативу. Поэтому объекты на карте постоянно претерпевают изменения и живут своей собственной жизнью. «Это все равно, что рисовать висячий мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Невозможно поставить точку и остановиться», — объясняет художник.

Все бумажные листы Джерри тщательно номерует, а затем аккуратно заносит информацию в компьютер. Электронный каталог позволяет быстро найти нужный элемент.

Проектом Грецингера уже заинтересовались многие музеи мира. Например, американский «Баттлеборо», что в Вермонте, хочет получить несколько работ художника и сделать их частью основного собрания. Многие галереи выступают с предложениями организовать выставки маэстро. О творчестве Джерри даже сняли небольшой документальный фильм. В интернете за короткое время лента набрала больше ста тысяч просмотров –огромный успех! У мастера появились настоящие почитатели его таланта. Сам Грецингер на растущую популярность смотрит с иронией и, отмахиваясь, смущенно повторяет: « Да вы что, мне работы еще лет на двадцать хватит!». И это – абсолютная правда.

illusion