Несомненно, памятник среднему пальцу открывает огромный простор для толкований. Для нашей культуры, сотканной из символов, это естественно. Прежде всего, этот художественный жест был расценен как продолжение традиций Марселя Дюшана, чей «Фонтан», он же писсуар, произвёл в 1917 году настоящий переворот во взглядах на искусство. Сегодня вопрос: «Есть ли границы у искусства, и каковы они?», звучит, конечно, уже не так свежо. Но почему бы и не вернуться к нему, если публика реагирует, а коллекционеры платят деньги?
Кроме среднего, все остальные пальцы на скульптуре отсечены, и это может служить намёком на то, что общение внутри нашего обществе исчерпалось, и единственное послание которое у нас осталось – «срединное».
Ну а антиглобалисты склонны видеть в работе Кателлана метафору отношений человека и капитала, ведь ладонь развернута от финансового центра в сторону площади, к людям.
Что же, искусствоведы способны «высосать из пальца» тысячи смыслов, от политических до метафизических. Эти смыслы жизненно важны для арт-рынка и для прессы, которая стимулирует интерес к такому искусству.
Может быть, именно в этом самая главная идея ироничного итальянца?
Нужно сказать, что Маурицио Кателлан прекрасно ориентируется в мире художественной конъюктуры, в провокациях и скандалах, которые давно уже стали её неотъемлемой частью.
Самая громкая его работа «La Nona ora», изображающая погибшего от метеорита Папу Римского Иоанна Павла II, была продана за 800 000 долларов.
А вот еще несколько инсталляций и фото Маурицио.