5 августа 1962 года в окрестностях небольшого южноафриканского городка Ховик произошло событие, которое имело далеко идущие последствия во всём мире. На пустынном участке шоссе R103, ведущего от пригородов Дурбана вглубь континента, полиция апартеида остановила машину, за рулём которой оказался один из лидеров подпольной организации АНК – Нельсон Мандела. На тот момент он уже 17 месяцев находился в розыске, и обнаружить его удалось только при содействии специалистов из ЦРУ. По обвинению в подготовке государственного переворота Мандела был осуждён на пожизненное заключение и провёл в тюрьме следующие 27 лет своей жизни. По словам самого Манделы, «это было началом долгого пути к свободе». А в 2012 году неподалёку от того места, где был арестован Мандела, появился необычный монумент. С большинства ракурсов он представляется лишь странным нагромождением длинных металлических конструкций, смотрящих в небо.
Даже вблизи памятник не выдаёт своей загадки, говоря на тарабарщине абстрактных орнаментов, вырезанных в металле. Края конструкций обработаны с удивительной точностью, но смысл этого нарочитого аккуратизма остаётся неясным.
И только выйдя на мощённую аллею, примыкающую к монументу с севера, можно увидеть, как этот безжизненный чёрный лес превращается в полупрозрачный портрет Нельсона Манделы.
Автор этого чуда – южноафриканский скульптор Марко Цианфанелли (Marco Cianfanelli). Он родился в третьем по величине городе ЮАР – Йоханнесбурге. В 1992 году окончил факультет изящных искусств Университета Витватерсранда и вскоре стал известен благодаря своим необычным инсталляциям, сочетающим оригинальные художественные решения, мастерское использование новейших технологий и глубокую концептуальную подоплёку.
Скульптуры и инсталляции Цианфанелли, не раз удостоившиеся престижных международных наград, украшают многие города и национальны парки ЮАР и пользуются большой популярностью за рубежом. Причина такого успеха – оригинальный стиль работ, в которых соединяется точность цифровых технологий, естественность материалов, неожиданность художественных решений и неизменный философский подтекст, создающий многослойные символические структуры.
Одна из отличительных черт художественного стиля Цианфанелли – виртуозная работа с отсутствующими элементами. Многие его работы похожи на полустёртые изображения, которые разрушаются прямо на глазах у зрителя, сохраняя свою целостность только в его воображении.
Особую роль в каждой скульптурной композиции южноафриканского художника играет окружающий ландшафт. По его глубокому убеждению, плоды искусства должны органично вплетаться в пейзаж, а не существовать в нём изолировано. Таким образом, окружение – будь то улицы городов или природные ландшафты – становится своеобразным продолжением работ Цианфанелли, сообщая им свои особенности и атмосферу.
Особенно хорошо это видно на примере монумента Манделы, в котором гористый пейзаж выступает не только в качестве живописного фона, но является важной концептуальной составляющей скульптурной композиции. Кроме того, внешний вид инсталляции преображается в зависимости от времени суток, освещения и климатических условий, составляя со своим окружением единое целое.
По словам Марко Цианфанелли, этот монумент был задуман в честь 50-летней годовщины тюремного заключения Нельсона Манделы. Эта знаменательная дата отражена в количестве вертикальных стелл, составляющих скульптурную композицию – их ровно полсотни.
Более глубокий концептуальный слой этого монумента касается темы солидарности. Тюремное заключение Манделы парадоксальным образом сплотило все разрозненные революционные группы и вдохновило людей на борьбу с режимом апартеида. Для нескольких поколений африканцев Мандела стал живым символом борьбы за свободу, объединившим в себе волю и устремления миллионов людей. Так и в работе Цианфанелли внешне разрозненные элементы объединяются в образе национального героя, получая через него свой смысл.
Помимо металлических стелл высотой от 6,5 до 9,5 метров, памятник включает в себя небольшую аллею, спроектированную архитектором Джереми Роз. Изображение Манделы видно только с этой аллеи и рассыпается как только выходишь за её пределы.
В самом центре аллеи – на расстоянии 35 метров от скульптурной композиции – находится мемориальная плита. С этой точки портрет Манделы похож на гравюру, нарисованную в небе.
По словам Цианфанелли, Мандела стал для африканцев воплощением национального характера. А национальный характер – это продукт природы, культуры и опыта, он формируется на протяжении многих поколений и аккумулирует в себе всё самое лучшее. Поэтому основная идея этого памятника – глубокая связь образа Манделы и самого национального духа южной Африки, сочетающего в себе чуткое отношение к природе, древние традиции и безграничную любовь к свободе.
Закончилась ли с последним вздохом Манделы эпоха героев-революционеров? Увидит ли мир новые воплощения Эрнесто Че Гевары, Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга? На эти вопросы ответят наши потомки. Нам же остаётся признать, что борьба за справедливость, какой бы тяжёлой она ни была, никогда не остаётся бесплодной. Доказательство тому – социалистическая Куба, суверенная Индия, маргинальный статус расизма и свободный народ ЮАР, чтящий память своего духовного лидера.