outside

Воплощённые сны Леандро Эрлиха

Почти столетье назад отгремела Великая Сюрреалистическая революция, провозгласившая освобождение человека от пут повседневности. Отголоски этих славных баталий слышны до сих пор, а наследники Андре Бретона и Сальвадора Дали продолжают истончать грань между сном и явью.

Leandro_Erlich

Знакомьтесь, это Леандро Эрлих, один из самых известных команданте сюрреалистического фронта, творец потрясающих инсталляций, которые кажутся воплощением чьих-то снов.

Leandro_Erlich

Родился Леандро ровно 40 лет назад в Аргентине – на родине великих Хорхе Луиса Борхеса и Эрнесто Че Гевары. От первого он позаимствовал любовь к лабиринтам и зеркалам – погружающим сознание в царство бессознательного, а второй поселил в нём мятежный дух, бросающий вызов повседневности.

Были в жизни Леандро и другие воспитатели. Свою лепту внесли такие волшебники кино как Луис Бунюэль, Дэвид Линч, Роман Полански и Альфред Хичкок. Знатоки их творчества увидят в инсталляциях молодого аргентинца множество интересных параллелей и попытку сделать из вчерашнего зрителя полноценного участника сюрреалистического действия.

Первое впечатление от работ Эрлиха – полная дезориентация. Художник атакует само наше чувство реального, помещая привычные предметы в непривычный контекст, заставляя зрителя испытывать когнитивный диссонанс и спрашивать себя: «Разве такое может быть?»

Разве может фрагмент кирпичной стены парить в воздухе? Разве могут люди непринуждённо прогуливаться по дну наполненного водой бассейна? Разве можно, прийдя в парикмахерскую, увидеть в зеркале совершенно другого человека? Или прилипнуть к фасаду дома, будто вы не человек, а муха?

Голос рассудка смолкает, и мы на время превращаемся в удивлённых детей. Перед нами чудесная башня, в которой люди ходят по стенам или просто висят в воздухе. Законы гравитации здесь не действуют.

Leandro_Erlich

А это обычный фасад необычного дома, на стенах которого можно отдохнуть, подобно ящерице, выползшей в жаркий денёк на солнышко.

Leandro_Erlich

Здравый смысл требует немедленного разоблачения фокуса. Ему не по себе от мысли, что так может быть на самом деле.

– Всё очень просто. Аттракцион называется «Зеркальный дом». В действительности, люди лежат на горизонтальной поверхности, которая отражается в большом зеркале – так создаётся иллюзия.

Leandro_Erlich

А вот ещё одно маленькое чудо. Мы смотрим в обычный бассейн и видим под водой точно таких же людей – одетых, мирно прогуливающихся по дну и не испытывающих при этом ни малейших проблем с дыханием. Что это? Компания ихтиандров или призраки местных утопленников?

Leandro_Erlich

Бассейн, на самом деле, пуст; и только тонкий слой воды, стелящийся по невидимому стеклу, отделяет нас от мнимых утопленников.

Но зачем без конца развенчивать загадки? Долой самодовольный рассудок, не верящий в чудеса и ищущий в каждом явлении рациональное основание! Эта дверь ведёт в мир снов и несёт на себе печать потустороннего.

Leandro_Erlich

А вот фрагмент кирпичной стены с окном, отколовшийся от своего дома и повисший в воздухе, словно воздушный шарик. Единственное, что связывает его с земной твердью – обычная стремянка, превращённая фантазией художника в своеобразную «лестницу в небо».

Leandro_Erlich

Есть в коллекции Эрлиха иллюзии поскромнее. Вот, например, как выглядит кабинет психоаналитика, наполненный призраками.

Leandro_Erlich

В сущности, здесь нет ничего особенного. Простой эффект отражения на прозрачном стекле. Но, согласитесь, атмосфера чарующая.

Leandro_Erlich

А вот фантазия Эрлиха на тему лестничных пролётов. Художник сделал из них своеобразный лабиринт, вновь превратив привычную обстановку в филиал сновидения.

Leandro_Erlich

Заметьте, как сознание переключается между двумя способами восприятия. Один ориентирован на людей, бродящих по галерее необычных окон, а второй держит в фокусе спираль лестничных пролётов, делая людей её абсурдным дополнением.
Этот эффект называется гештальт-переключением. По мнению немецких психологов, представителей гештальт-терапии, мы видим в этой картинке либо обычных людей, либо обычную лестницу. Противоречие между двумя образами создаёт у нас чувство нереального. На чём и играет автор инсталляции.

Leandro_Erlich

К сожалению, фотографии передают лишь жалкие крохи тех впечатлений, которое испытывают непосредственные зрители и участники инсталляций Эрлиха. Чтобы работы художника не были похожи на обычные коллажи, в которых всё чудо сводится к мастерскому владению фотошопом, нужно увидеть инсталляции в динамике. Можно на видео…

Но лучше в живую, чтобы лично принять в них участие. Кстати, работы Леандро Эрлиха можно увидеть во многих известных музеях: в лондонской галерее Тейт Модерн, парижском Музее Современного Искусства,  римском музее «MACRO», Музее Изящных Искусств в Хьюстоне, а также Музее Израиля в Иерусалиме. Кроме того, художник время от времени устраивает грандиозные инсталляции, разбавляя тихую жизнь европейских городов воплощёнными образами своих безумных фантазий.

Глядя на работы Эрлиха, в конце концов, приходишь к мысли, что этот человек живёт в Зазеркалье. Даже дизайн его личного сайта – http://www.leandroerlich.com.ar – обыгрывает тему зеркальных отражений, противопоставляя привычному «Enter» его двойника-перевёртыша.

Команданте Эрлих прав: власть зеркал беспредельна. В Зазеркалье даже неумолимое время течёт в обратную сторону.

Leandro_Erlich