inside

Переворачивая пустоту

Взять природу в союзники — беспроигрышный вариант. Так, очевидно, мог бы подумать японский автор Ониси Ясуаки, для которого исходной формой стали деревья.

Yasuaki_Onishi

С помощью простых манипуляций он создал из них поистине неземную композицию «Вертикальная пустота», ставшую одним из наиболее заметных событий в календаре Центра искусств японского города Киото в ушедшем году.

Для начала лучше посмотрите.

Yasuaki_Onishi

Yasuaki_Onishi

Yasuaki_Onishi

Yasuaki_Onishi

Yasuaki_Onishi

Yasuaki_Onishi

Yasuaki_Onishi

Yasuaki_Onishi

Yasuaki_Onishi

Yasuaki_Onishi

Словесное описание композиции убивает шарм наполовину, но сделать это придётся. Вертикальные наслоения горячего клеящего материала устремляются вниз с веток перевернутых деревьев, закрепленных под потолком, застывают при охлаждении и, обработанные раствором карбамида, покрываются легчайшими порхающими кристаллами.

Высота перевёрнутого «леса» — около 4 метров. Размах кроны — почти 10. Оттеняет его стена радикально чёрного цвета, в которой с клеем смешан графит.

Работа говорит намеками: кто-то увидит в ветвях перевёрнутых деревьев удары молнии, другие прочитают в ней рисунок кровеносной системы. Что интересно — при всём тщательно спрятанном природном происхождении в визуальном плане работа возвращает зрителя к живым, естественным, если угодно — физиологическим трактовкам.

Ониси Ясуаки едва ли стал первым художником, обратившим внимание на пластичность и выразительность так называемого «горячего клея» — прочного соединительного материала, в горячем виде способного принимать любую форму, долгое время служившего исключительно средством из арсенала строителей. Но он сделал это настолько лаконично, что, как кажется, — вот тот редкий случай, когда работа не нуждается в пояснениях.

Автор — скульптор, выпускник Киотского университета изящных искусств. Он выставлялся по всей Японии и за её пределами. В выборе техники он, как правило, отталкивается от предложенного выставочного помещения. Создатель «Вертикальной пустоты» поясняет символизм материала — клей в прямом смысле соединяет наш привычный мир и мир-антипод, выраженный перевёрнутыми деревьями.

Интересно и место, где представлена нынешняя работа. Kyoto Art Center, подобно деревьям Ясуаки, пережил преображение — некогда бывшая начальная школа стала художественной галереей. Вот уж действительно трудно понять, под каким слоями и наслоениями порой скрывается новый смысл вещей.