Одним из первых, кто разглядел красоту в разводах всевозможных оксидов, был американец Уильям Анастаси (William Anastasi). Анастаси —пионер концептуализма и минимализма в искусстве, который в свои восемьдесят с гаком лет продолжает активно работать. Свои ржавые работы он создает из металлических пластин, политых соленой водой. Настоящим автором работ Анастаси выступает сама природа, художник лишь формирует подходящие условия. Ржавые произведения символизируют энтропию вселенной, они живут своей жизнью, продолжают ржаветь и разрушаться.
Уильям Анастаси «Раковина». 1963. Листовая сталь, вода
Уильям Анастаси «Раковина». 1963. Листовая сталь, вода
Другой ветеран художественной сцены, британский художник Тони Ризон (Tony Reason), смешивает ржавчину с воском и пишет картины, видимо, воссоздавая фактуру обшивки заброшенных постапокалиптических бункеров или выжженных пустынь.
Тони Ризон «Медная полоса». Железо, медь, воск на холсте. 2005
Канадец Ив Луи Сез (Yves Louis Seize), чье имя переводится как Луи Шестнадцатый, как и два предыдущих художника, уже пожилой мужчина. Он создает огромные скульптуры из ржавого металла. В Канаде скульптор даже установил несколько минималистичных монументов в общественных местах.
Ив Луи Сез. Бетон, металл
Эстер Солондз (Esther Solondz) — единственная женщина, которая занимается подобной живописью. Она любит наблюдать, как взаимодействуют друг с другом различные материалы: соль, мыло, шерсть, металлическая стружка. Солондз, видимо, однажды сильно впечатлилась Туринской плащаницей и решила воссоздать нечто подобное в серии работ под названием «Ржавые головы». Художница выкладывала на бумаге металлическую стружку, формируя силуэты человеческих голов. После этого она поливала стружку соленой водой и дожидалась, пока стружка заржавеет. В результате получились удивительные и трогательные портреты, как бы изъятые из пучин воспоминаний художницы.
Эстер Соландз «Портрет Мегги Берри» и «Портрет Жуля Буше». Стальная стружка, соль, бумага. 2007–2008
http://www.youtube.com/watch?v=nLa26IUT0b8
Дэн Дэмпстэр (Dan Dempster) с Бермудских островов создает изысканные произведения, удивительно утонченные. Он относит большие листы металла на море, и узоры создаются в море. Островная жизнь сама подталкивает художника на создание таких произведений. Художнику остается только загорать на солнышке и ждать, пока соленые волны сделают его работу.
Дэн Демпстер «Дубхе». Травленая сталь, морская вода
Итальянец Алеф Тонетто (Aleph Tonetto) говорит, что использует в создании своих работ кислоту, огонь и необычные красочные пигменты для изображения умопомрачительных пейзажей, напоминающих картины вселенной и далеких пустынных планет.
Алеф Тонетто «Городская коррозия» и «Соли». Краски, кислоты, пигменты, оксиды на стали. 2009–2011
Уилли Литл (Willie Little) — афроамериканец родом из Северной Каролины. Его творчество уходит корнями в жизнь американской глубинки. В «Оксидированных работах» он использует частицы кислот и металлов, чтобы достичь эффекта эрозии. Работы Литла переносят нас в мир заброшенной провинции, где на домах облупилась краска, водонапорные башни покраснели от ржавчины, а местные мальчишки поклоняются старым консервным банкам.
Уилли Литл «Сине-красный круглый тотем» и «Тотем первый красный». Оксидированные масляная и восковая краски на доске. 2010