МиксLook

Мир как анархический театр

Невозможно победить систему, взрывая бомбы на улицах. Бомбы убивают людей, а карательный аппарат от них только крепнет. Чтобы разрушить систему, нужно закладывать бомбы-идеи прямо в головы людей: свободный человек утверждает свободу каждым своим действием.

Anarchy

«Выше, выше черный флаг, государство — главный враг!» — всем знакома эта инфантильная кричалка, которой отечественные анархисты сопровождают свои агрессивные манифестации гражданского неповиновения. Искренняя ненависть к государству и его карательному аппарату объединяет все анархические фракции независимо от их политической ориентации и национальной принадлежности.

Но как бы ни хотелось современным последователям Бакунина и Кропоткина, анархия как политическая идеология давно выродилась в яркий бренд, который больше служит для продвижения и самоутверждения, нежели предлагает конкретную программу политических преобразований.

Что же произошло? Куда делись идейные русские анархисты начала XX века, которыми так восхищалась прогрессивная европейская общественность, воспринимая их эдакими Робин Гудами современности, анонимными борцами с машинерией угнетения и бесстрашными защитниками свободы.

Anarchy

Конечно, и в наше время политический анархизм сохраняет определенный романтический флер, но боевой запал нынешних анархистов больше подогревается юношеским эгоцентризмом, нежели стойкими политическими убеждениями.

Спросите любого из уличных бойцов, гордо марширующих на манифестациях с черным флагом наперевес и бодро цитирующих Прудона (разумеется, без малейшего понятия, что имел в виду этот славный француз, называя анархию матерью порядка). Спросите, неужели он действительно хочет бакунинского союза общин, живущих счастливой доисторической жизнью «а ля натюр» в постапокалиптических пейзажах?

Anarchy

Спросите, готов ли он променять привычный нонконформистский уклад с ночными посиделками в сети и горячим душем после очередных разборок с «полицаями», на спартанскую жизнь в сельской местности в узком кругу любезных общинников? Думается, ответ будет отрицательным.

Основная проблема анархии как политической идеи — это ее полная оторванность от реальности. Если марксистские фантазии о светлом бесклассовом будущем все еще имеют определенный «охмуряющий потенциал», даже несмотря на крах великого утопического проекта под названием СССР, то анархическая модель общества не представима в принципе. По крайней мере, на текущей стадии развития человечества. Все известные нам цивилизации имели в своей основе развитую государственность, а развитие культуры всегда шло рука об руку с развитием государственных институтов.

Что же получается? Значит, анархизм — это просто политическая иллюзия, питающаяся купированной энергией эдипова комплекса? Получается, анархия — это лишь прекрасный сон раба, ненадолго сбежавшего от тягомотной действительности в сказочное царство Морфея?

Anarchy

Если бы в основе анархизма не было идеи свободы, то его давно можно было объявить концептуальным трупом. Но анархический дух продолжает жить в современной контркультуре, воплощаясь в тысячах шедевров урбанистического искусства вроде «Бойцовского Клуба», «Матрицы» и «Таксиста». Что же делает анархизм столь востребованным особенно среди так называемого креативного класса? Чем привлекает людей эта бесперспективная идеология, которая больше не обещает царства всеобщей справедливости, а лишь паразитирует на недостатках современного общества?

Anarchy

Все дело в том, что по своей сути анархизм не идеология, а специфическое отношение к миру, хорошо знакомое каждому из нас. В каждом человеке с самого его детства живет маленький анархист. Именно он побуждает ребенка говорить упрямое «нет», восставая против диктатуры взрослых и требуя ситуационной свободы, даже если это свобода таит в себе угрозу для жизни. Со временем взрослый мир втягивает неокрепшее сознание в свою систему координат, и маленький бунтарь отступает перед натиском вездесущих правил. Этот процесс мы цинично называем взрослением, понимающе перемигиваясь с другими «посвященными».

Но вытесненный анархист, отправленный в ссылку в Сибирь подсознания, никогда не сдается окончательно. Он продолжает жить в ожидании реванша. У многих этот реванш наступает в форме подросткового бунта, в котором маленький дикарь снова поднимает голову, отрицая господство здравого смысла и попирая магическую власть социальных норм. Другие — более хитрые или менее откровенные — выбирают путь партизанской войны, активно интегрируясь в тело социума и время от времени устраивая в нём маленькие диверсии.

Anarchy

Конечно, далеко не всегда это бытовые теракты в духе Тайлера Дёрдена, вклеивающего порнографические кадры в мирные семейные киноленты. Маленькой анархической диверсией можно признать и обычную партию в Angry Birds посреди рабочего дня, когда шеф с пеной у рта требует квартальный отчёт, а ты продолжаешь как ни в чем не бывало отстреливать из рогатки зеленых свинок.

Оглянитесь вокруг! Мы живем в обществе тотальной анархической революции, где на каждой ступеньке общественной иерархии успешно устраивает локальную Санта-Клару анонимный Че Гевара.

Anarchy

Поэтому для победы анархии вовсе не требуется крушения махины государственного аппарата — анархия уже победила. Древний даос Лао-цзы говорил: «Так же, как вода преодолевает камень, слабые побеждают сильных». То же самое происходит с анархией: она одерживает победу не в жестоком противостоянии, а в логике Великого Отказа — в самодостаточности свободы, не требующей внешних изменений.

Будда учит, что первый шаг к Просветлению — это осознание собственного страдания и обнаружение в себе природы Будды. Мировой морок растворяется перед проницательным взглядом Просветлённого, постигнувшим суть вещей и узревшим мерное движение колеса Сансары. Точно так же самый деспотический государственный аппарат и самые изощренные системы принуждения превращаются в бутафорские декорации, когда человек осознает себя участником безумного карнавала. Когда-то эта истина была тайным достоянием королевских шутов. Сейчас её транслирует любой рекламный билборд, любая программа по зомбоящику, любое политическое шоу — нужно только увидеть.

Anarchy

Демократия, либерализм, социализм, нацизм — теперь это только названия костюмов, в которые рядятся актеры, изображая из себя новых королей, рыцарей, нищих и волшебников. Сама же пьеса разыгрывается по законам анархии, предоставляя любому исполнителю полную свободу самовыражения — в рамках назначенной роли, разумеется.

Anarchy