места

DEREVO

Театральные летописцы датируют рождение театра DEREVO 88-м годом и приписывают ему ленинградское происхождение. Отец-основатель труппы Антон Адасинский настаивает на том, что театр как таковой начался не в Ленинграде в 1988-м, а в Праге в 1992-м — со спектакля «Всадник» («там образовался наш стиль») и сформировался к 1997 году вместе с проектом «Серая зона».

Тем не менее уже в 87-88 годах в Ленинграде, Москве и Ярославле состоялось несколько спектаклей тогда ещё кириллического театра «Дерево», приподнявшие для отечественного зрителя занавес «иного театра».

Мы могли возникнуть только в Питере и только в восьмидесятых годах. Точнее, не мы возникли, а нас возникло. Это время и этот город стали для нас культурным торфом,  — говорит Адасинский.

Критики вспоминают, что первые спектакли требовали от наблюдателя невиданной доселе степени участия в представлении. Зрителя толкали, окропляли водой, вымазывали грязью, накладывали на лицо белую траурную маску. Двадцать лет назад театр начинал свою историю, как балаган, цирк, буффонада, агрессивно, эпатажно, напористо и с выкрученной громкостью. С тех пор труппе случалось танцевать и громко, и шепотом.

derevo

derevo

Сегодня участники группы избегают слов «актер», «театр», «игра» и рассматривают свою деятельность, как признак своего существования. Об этом говорит их манифест:

Участники DEREVO верят, что человек живет, опустив голову. Для них также имеет значение: возня новорожденного, начало движения, начало звука, неподвижность, сны, чувство равновесия лунатиков, утреннее потягивание. Они считают: что человек постоянно находится в состоянии войны с миром, его породившим, и эту войну он проигрывает каждую секунду; что есть люди, которые нашли мир и будут жить прекрасно и вечно, но голоса их звучат тихо; что имеют значение древние книги и дружба с животными; что горизонт всегда под ногами, и небо начинается прямо от земли…

Поэты акробатики

Половина театров в мире рассказывает про то, что люди и так видят на кухне

derevodro

Используя в реквизите бытовую атрибутику (швабры и шланги, вёдра и пионерские галстуки), в большинстве спектаклей DEREVO уводит своего зрителя очень далеко за пределы материального мира, из быта в бытие. Театр всем своим существом доказывает, что необязательно понимать, чтобы чувствовать. Образы бывают незамысловаты, бывают нарочито сложны и почти нечитаемы, но вереница звуков и жестов на сцене находит и нажимает все нужные кнопки даже в том, кто не распознает в медленном движении бритых наголо малоодетых людей на сцене ни архетипических сюжетов, ни указаний в лоб.

derevo

derevo

Открывая свою первую студию на улице Желябова, я знал, чего точно не буду делать на сцене — я не буду говорить,  — отмечает основатель DEREVO Антон Адасинский.

Говорить за пределами сцены ему приходится много: лидер театра много и с удовольствием раздаёт интереснейшие подобные интервью, в которых демонстрирует мастерство афористичности. Остальные танцоры труппы на бытовых видеозаписях несколько тушуются, улыбаются рассеянно, отводят взгляд, говорят не всегда внятно. Очевидно, станцевать им проще, чем сказать.

derevo

Антон сравнивает труппу с быстро плывущей рыбой, «к которой на ходу успевают присосаться пиявки, оздоравливающие кровь и быстро отваливающиеся». Сердцевина DEREVO — Елена Яровая, Татьяна Хабарова, Алексей Меркушев, Дмитрий Тюльпанов — остается неизменной уже много лет; люди на периферии меняются, приходят, уходят — кто-то задержится в труппе на несколько дней, кто-то на долгие годы. Участие в жизни DEREVO требует огромной самоотдачи, полного сосредоточения на танце и отказа от всякой мирской ерунды, суеты, быта и смартфона. Количество желающих попасть на мастер-класс к Адасинскому таково, что отбирать на конкурсной основе приходится не только «участников», но и «слушателей».

derevo

Тело танцора — инструмент, тонко отстроенный, но безладовый. Совершенство «инструментов» DEREVO поражает. Возможно, таким должно быть человеческое тело, не утратившее связи со своей звериной природой. Возможно, именно таким должно быть тело человека, вышедшего за пределы природы человеческой и приблизившегося к миру горнему.

derevo

Возможно, дело только в упорном труде. Тренинги группы DEREVO охватывают разнообразные техники работы с телом, от медитативных буддистских практик до боевых искусств. У актёров труппы восьмичасовой рабочий день у станка — балет, клоунада, пантомима, анатомия.

Тело — инструмент, физические упражнения — гаммы, слишком много не бывает. Требование к студенту — никакой логики. Техника безопасности: если чувствуете панику от того, что отрываетесь от корней и теряете опору, лучше покинуть зал. Эти занятия для тех, кто не боится выйти в открытый космос.

DEREVO традиционно каталогизируется прессой, как «русское буто» с элементами европейского абсурдистского театра, русского скоморошества, и пантомимы, и клоунады, и модерна, и балета, а также комедии дель арте. Принято упоминать концепции «театра жестокости» Антонена Арто и «бедного театра» Ежи Гротовского, принципы которых DEREVO впитало и освоило. Действительно, труппа выглядит равно уместно на театральной сцене, в цирковом шатре, и на городской фестивальной площади, и в фабричном цехе. В самом деле, DEREVO непосредственно соприкасалось с буто, и среди учителей Адасинского был отец этого искусства Кацу Оно. Годы работы на европейских площадках не могли не сказаться на арсенале выразительных средств и творческих методах.

derevo

derevo

И всё же сам Адасинский по этому поводу высказывается достаточно однозначно:

Словоблудие. Несут всякую ахинею. Меня мало волнует, что про нас говорят. Важно, что DEREVO работает на сцене без слов. Сам себя я никак не определяю.

Смутить, возмутить, напугать, пощекотать, подразнить — а потом проткнуть зал и выпустить из него душу — таков творческий метод театра. DEREVO — вот жанр этого танца.

derevo

Однажды

Сказка, посвященная ребенку, живущему внутри каждого из нас до самой смерти

ONCE — сказочная пантомима, рассказывающая историю любви на языке жеста и танца. Театральная клоунада «питерской школы» родилась в конце девяностых и с тех пор побывала во многих городах и странах — для невербальных lovestory нет языкового барьера, музыка и пластика не нуждаются в переводчиках.

derevo

derevo

derevo

Ketzal

Происходит из голосов, утреннего тумана и стен дождя, а также из всего, что было до этого

Название спектакля чаще всего расшифровывают как «Кецалькоатль» — верховное божество мифологии центрально-американских индейцев. Адасинский отшучивается: так называются гватемальские деньги. За три кецаля банку пива можно купить. В конечном итоге в этой мексиканской истории сюжет окончательно уступает пластике и музыкальному оформлению и этимология становится неважной.

derevo

derevo

derevo

Мефисто вальс

Спектакль, похоже, родился на творческой инерции после «Фауста» Александра Сокурова, в котором Антон Адасинский сыграл Мефистофеля. Недотанцованное в фильме легло в основу спектакля.

derevo

derevo

derevo

derevo

derevo

derevo

За более чем два десятка лет своего существования театр изъездил весь мир, выступал на андеграудных площадках, собирал огромные залы и возвращался к доверительному и камерному «малому театру» в виде импровизаций перед полусотней зрителей. DEREVO выходит на сцену с премьерой раз в год, и всякие попытки рассказать словами об их спектаклях остаются преднамеренными спекуляциями. Это нужно видеть. А лучше — танцевать.

 

Автор: Налимова Надежда