фотографии

Воспеватель провинциальной эстетики и современный классик

Фотограф Тодд Хайдо (Todd Hido) наиболее известен благодаря своим сериям снимков окраин американских городов и их обывателей. Он родился в 1968 году в Кенте. В 1996 году Тодд успешно окончил аспирантуру в колледже Искусств и Ремесел в Калифорнии, а на данный момент является профессором колледжа Искусств в Сан-Франциско.

Todd-Hido

Фотовыставки с участием его работ успешно проходят в галереях и музеях различных городов всех американских штатов с 1997 года. У себя на родине автор уже давно получил широкое признание публики и несколько профессиональных премий, а его работы сейчас можно увидеть в числе составляющих коллекции Музея Соломона Гуггенхайма (Guggenheim Museum) в Нью-Йорке, чикагского Музея современной фотографии (Museum of Contemporary Photography), Музея Изобразительных искусств, город Хьюстон и т. д. Впрочем, с недавнего времени популярность фотографа распространяется и по Европе — его работы выставлялись в Великобритании, Нидерландах, Дании, Германии, Польше.

Todd-Hido

Что же такое незаурядное и исключительное находит автор в окружающей действительности, что заставляет зрителя не отрывать глаз от его работ? Какие особенности его творчества вызывают такой чрезвычайно широкий интерес у коллег и ценителей фотоискусства?

Итак, основной тематический пласт работ Хайдо — это американская глубинка с ее жителями, ее безысходностью, мрачностью, где-то убогостью, где-то тоскливостью. Но данную тематику можно разделить на несколько подкатегорий, первая из которых — дома. Дома внутри и снаружи. Дома покосившиеся, заброшенные, зашарпанные, дома большие и маленькие, одинокие или стоящие по соседству с другими, покинутые и, наоборот, с горящими окнами. Утопают ли дома в осенней опавшей листве или же припорошены снегом — они в любом случае попадут в объектив Тодда Хайдо. Ему мастерски удается уловить эстетику провинциальной жизни и выразить ее на своих многочисленных фотографиях.

Todd-Hido
Todd-Hido

Тодд Хайдо часто фотографирует на рассвете, в тумане. А также широко использует такой прием, как фотографирование через полузапотевшее стекло автомобиля — это придает его фотографиям еще большую загадку, таинственность и даже мистицизм. Это не случайность. Среди называемых фотографом творцов, которые вдохновляют его на работу, фигурирует британский кинорежиссер Альфред Хичкок, для творчества которого характерна атмосфера напряженности, мрачности, тревоги и томительного ожидания. Вышеперечисленные элементы можно легко отнести и к творчеству Хайдо: подтверждение этому вы найдете едва ли не во всех его фотографиях. Каждый его кадр — это целая история, вариантов развития которой можно придумать великое множество. В этом, по сути, и состоит талант Хайдо: в умении выхватить из, казалось бы, серой, безликой и однообразной картины провинциальной жизни уникальный момент, преобразовать его в самостоятельную художественную сцену, привлекающую интерес. Но буквально все его работы насквозь, от композиции до цветовой гаммы, пронизаны духом одиночества, потерянности, беспросветности.

Todd-Hido
Todd-Hido
Todd-Hido

К условному обозначению категории «дом» в творчестве Хайдо можно отнести не только дома, но различные здания и постройки: гаражи, придорожные мотели, сараи. Таким образом, раскрыв для себя «дом» Хайдо, можно осмелиться проникнуть внутрь. Найдете ли вы там пустую комнату давно опустевшего дома, вполне себе обжитую спальню или холодный интерьер гостиничного номера — везде будет присутствовать все тот же лейтмотив «хичкоковости», а также оттенок опустошенности, отчаянности и безнадеги.

Todd-Hido
Todd-Hido

Это касается, собственно, и пейзажных фотографий. Кстати, пейзажи американской глубинки можно условно отнести ко второй тематической подкатегории творчества автора. Умение фотографа преподнести, по сути, одни и те же присыпанные снегом дороги, унылые деревья, небрежно припаркованные старые автомобили, покосившиеся столбы линий электропередач каждый раз в новом ракурсе поистине впечатляет.

Также Хайдо часто комбинирует пейзажи с присутствием в них человека. Своеобразие такого вида фотографий заключается в том, что цельность пейзажей при этом нисколько не нарушается.

Todd-Hido
Todd-Hido
Todd-Hido

«Человек» в творчестве фотографа почти всегда представляется в образе девушки, молодой, красивой, одновременно дерзкой и невинной. Кстати, женщины — это, пожалуй, чуть ли не самая объемная тематическая подкатегория его фоторабот, при этом неразрывно пересекающаяся с остальными. Его женщины прекрасно уживаются не только в пейзажных зарисовках, но и в тех же разнообразных интерьерах, холодных пустых комнатах, номерах отелей. Вместе с тем Хайдо не изменяет своей «хичкоковской» манере даже в портретной съемке: в образах женщин в его «исполнении» угадывается единообразный авторский почерк.

Назвать исключительно уникальной художественную манеру Хайдо вряд ли можно: до него похожие фотоидеи выражали и другие известные в профессиональной сфере фотографы, например Стивен Шор и Роберт Адамс. Являясь продолжателем данной манеры и тематической направленности в фотоискусстве, Тодд Хайдо нашел почитателей не только среди своих соотечественников, но и за океаном. Несложно понять, почему образ глубинки не сильно видоизменяется в соответствии с географической принадлежностью, а мысли, которые автор пытается выразить через свои работы, находят отклик у каждого, кому они близки. Найти единомышленников среди знакомых с твоим творчеством людей — это ли не ключ к успеху в любом искусстве?

Todd-Hido
Todd-Hido
Todd-Hido