фотографии

Мобилография — еще один плевок в вечность

Не успела фотография застолбить себе местечко на широком поле большого искусства, как тут же начала десантировать свои ответвления.

iphonography

Как написано в Википедии: «Мобилография — это новый вид фотоискусства, в котором инструментом является практически любое устройство, где есть фотокамера, но съемка при этом не является главной его функцией». Казалось бы, после этого не должно остаться никаких вопросов. Но среди обывателей мобилография до сих пор проходит непростой путь признания.

iphonography

Известный коммерческий фотограф и social media активист Чейз Джарвис выпустил книгу под названием «The Best Camera Is The One That’s With You». Ее идея прослеживается уже в названии: лучшая камера — это та, что всегда под рукой, а для большинства из нас это камера мобильного телефона. Книга эта на злобу дня, ведь в век цифровых технологий с его изобилием продвинутых и доступных устройств легко забыть, что вовсе не инструмент главное в искусстве. Двадцать первый век — время симбиоза всевозможных технических решений в быту. Кухонный комбайн, совмещающий соковыжималку и шейкер, держатель для туалетной бумаги со встроенным радио, кофейная кружка с usb-подогревом, холодильник, делающий заказы продуктов через интернет — всё это прочно вошло в наш быт. Но самый популярный микс — это мобильный телефон с фотоаппаратом.

iphonography

Раньше всех на конвейер запустили фототелефоны с возможностью передачи изображения, разумеется, японцы. Это произошло в 1997 году. А с 2002 года камерофоны постепенно стали завоевывать весь мир. Даже телефоны со встроенным радио не имели столь большого успеха. Неудивительно, радио можно слушать только в местах хорошего приема, фотографировать — где угодно. Вторая причина популярности камерофонов — возможность мгновенной отправки изображения в любую точку света. Если раньше люди носили фотокарточки тех, кто им дорог в кошельках, то теперь их можно носить в телефоне. Кроме того, их можно постоянно обновлять без лишних проблем с печатью и проявкой. Поделиться впечатлениями можно с друзьями даже из другого часового пояса. И всё так же за несколько секунд. Мобильником можно выхватить мгновения, которые не стал бы или не успел бы сделать фотограф обычным фотоаппаратом. Малый размер фотографий дает возможность делать кучу снимков, которые потом будут отражать ход событий, микроисторию жизни автора. Развитие социальных сетей немало подлило масла в огонь мобилографии.

iphonography

За прошедшие шесть лет фотоаппараты, встроенные в мобильники, прошли серьезную эволюцию. Если раньше с трудом можно было определить, что изображено на снимке, то теперь качество изображения не уступает фотографиям, полученным с компактов. Года три назад человеку ни за что бы не пришло в голову купить вместо обычной цифровой мыльницы камерофон — сейчас же такое происходит сплошь и рядом. Фотографии с телефонов перекачивают на компьютер, отдают в печать, отсылают друзьям, используют в работе. Съемка на мобильники стала такой популярной, что совокупная доля сделанных ими фотографий если еще не превысила долю обычных снимков на фотохостингах, то уже близка к этому. Несколько лет назад никто не мог предположить, что фотографии с мобильника станут отдельным направлением в искусстве, а недостатки качества будут расцениваться как особый изобразительный прием и сравниваться с техникой крупного мазка в живописи.

iphonography

В фотографии есть ещё одно направление, тяготеющее к крупному мазку, — ломография. Их пути начинались примерно одинаково. Снимайте везде, снимайте всегда, снимайте всем, что снимает, — провозглашают ломографы. Главное, поймайте как можно больше моментов этой жизни! Появившаяся в 1993 году из экспериментов с фотоаппаратом «Ломо Компакт» двух студентов Венской академии искусств, ломография быстро завоевала сердца тысяч людей по всему миру и спасла эти фотоаппараты от исчезновения. Это, кстати, единственный аппарат, выставленный в лондонском музее дизайна. Но совсем скоро пути ломо и мобилографии расходятся. Ломо осталось с любителями пленки и кросс-процесса, а темп жизни требует мобилографии и её вариативности.

iphonography

Сам термин мобилографии родился в России с легкой руки профессионального фотографа Дмитрия Резвана. За 7 лет практики он перепробовал разную технику. Путешествуя, он брал с собой всё, что можно. Это было неудобно и неповоротливо. Таская всю технику на плечах, спине и в руках, думаешь не о решающем моменте, а о том, где бы поскорее передохнуть. Когда ему окончательно надоело, он взял с собой только телефон. А когда вернулся и начал пересматривать фотографии, обнаружил, что они ничуть не хуже снятых на любую другую профессиональную камеру. Он понял, что важен авторский взгляд, а не камера, и совсем скоро появился сайт мобилографии. В описании написано: «Искусство фотографии внутри мобильного телефона? Мобилография уверенно отвечает — да! И то, что с первого взгляда кажется простой забавой, со временем превращается в классические произведения».

В рамках проекта «Актуальная мобилография современными художниками, работающими в области современной визуальной коммуникации», организованного Международной федерацией художников и Творческим союзом художников России, впервые публично были представлены мобилографии. Это событие произошло 21 мая 2004 года. Центральная работа экспозиции (авторства Дмитрия Резвана) была распечатана форматом 160 на 120 сантиметров, опровергая таким образом мнение о том, что цифровая фотография с мобильных камер не годится для печати.

iphonography

Автор: Том Эрикссон

Устоявшийся стереотип: фотограф ходит с большой камерой, большим количеством объективов, он увешан аппаратурой и снимает из кустов. Как после такого определения серьезно относиться к мобилографам? Безусловно, мастера своего дела могут сфотографировать на любую камеру. Но технологии идут нам навстречу, зачем же отказываться от них? Все чаще мобилография становится незаменимой в ситуациях, когда нужно оперативно передать картинки с места событий. Мобильники стали основным инструментом современной репортажной съемки. Представители прессы редко бывают в нужном месте в момент происшествия, однако всегда есть случайные прохожие и свидетели, которые могут зафиксировать события на мобильник и моментально передать изображения в центр приема данных.

s640x4fg80

Надо заметить, что СМИ неплохо платят за эксклюзивные любительские кадры, но зачастую не деньги становятся поводом для такого сотрудничества, а возможность приобщиться к общему делу. Мобильная фотография внедрялась в журналистику постепенно. Ее развитие совпало с активным развитием гражданской журналистики и появлением блогов. Затем информационные агентства одно за другим стали создавать специальные серверы для «сбора у населения мобильных фотографий». Теперь мобильную фотографию используют и профессиональные журналисты. Информационное агентство BBC первым предложило присылать фотографии с цифровых камер и камерофонов для размещения на сайте одного из подразделений — BBC News «in pictures». Передавать картинки с мобильников можно по e-mail или MMS. Обращение к владельцам камерофонов звучит так: «Внесите указанный выше электронный адрес в ваш мобильный телефон и адресную книгу прямо сейчас — ведь вы не можете знать заранее, когда вам случится стать свидетелем исторического события».

iphonography

В 2005 году в Шотландии было создано фотоагентство Scoopt, специализирующееся исключительно на продажах новостных снимков, сделанных гражданскими репортерами с помощью камерофонов и цифровых фотоаппаратов. В отличие от BBC, которое не оплачивает присылаемые снимки, Scoopt в случае продажи фотографии обязуется перечислять 50% гонорара автору. Неоднократно снимки с мобильных телефонов попадали на титульные страницы газет, журналов или же облетали весь мир по сети. Самыми яркими примерами гражданской журналистики с применением камерофонов считаются снимки южноазиатского цунами в 2004 году и взрывов в лондонском метро в 2005 году.

FiYkMKpQZxc
F8mKE0h9jic

Совсем недавно прошла первая выставка Международной федерации художников и Творческого союза художников, где мобилографию официально представили как новое направление в искусстве. А теперь за право продемонстрировать миру творчество мобилографов сражаются десятки ведущих галерей. Так, в прошлом году в Швейцарии был проведен конкурс мобилографий, работы-победители которого стали основой для создания новой серии марок. Это, согласитесь, серьезное признание мобилографии обществом.

iphonography

«Нажмите кнопку, а мы сделаем за вас всё остальное» — легендарный лозунг компании Kodak, принесший ей популярность в 1900 году, запустил стремительный механизм приближения таинства фотографии. Тогда никто не отверг Kodak из-за того, что теперь на проявку пленки нужно меньше времени и навыков. И цифровая фотография прижилась, хотя технология стала ещё проще. Разумеется, многие начали скептически отзываться о мобилографии как искусстве. Вспомните, как появлялись первые цифровые фотоаппараты. Кто-то говорил, что они никогда не заменят дух плёнки, кто-то усмехался и не верил, что цифровая съёмка способна сменить устоявшуюся технологию плёночной фотографии, кто-то просто не переносил её. Но это не помешало называть цифровую фотографию искусством. Мобилография проходит все те же стадии приятия и развития. Но у консервативных художников нет поводов для волнений. Как и в каждой из перечисленных разновидностей фотографии, чтобы из документальности перейти в искусство, нужно обладать не только девайсом, но также широтой эрудиции, вкусом и талантом.

iphonography
iphonography