Сочини про себя историю

Повзрослевшая девочка решила отомстить отцу за то, что тот вычеркнул ее из своей жизни. Героем для подражания она выбрала Павлика Морозова, известного каждому советскому школьнику пионера, который прославился тем, что донес на своего отца в компетентные органы. Девочка встречается с реальным Павликом из прошлого и делает неожиданные выводы и о его истории, и о своей собственной… Это сюжет спектакля «Павлик – мой бог» из репертуара «Театра.doc».

tell_a_story

По словам автора сценария спектакля Нины Беленицкой, в нем события ее собственной жизни:

Мой отец ушел из семьи, когда я училась в 11 классе, с тех пор я видела его всего пару раз. Мне пришлось во многом взять роль папы в семье на себя, и это меня бесило, потому что какого хрена. У меня студенческие годы, а я должна разруливать проблемы, от которых он ушел. Мы трудно жили. Я знала, что мой отец обеспеченный человек, при этом он отказывался помогать нам. Я захотела отомстить. Павлик Морозов — это я, я хотела предать отца.

Месть обернулась созданием спектакля, который получился в итоге не про предательство, а про любовь. Она же вернулась от зрителей.

tell_a_story

Ко мне подходили мужчины со слезами на глазах и обещали позвонить своим детям. Благодаря пьесе и спектаклю я получила столько любви от знакомых и незнакомых людей, побывала в таких непредвиденных местах, что одной ночью в Нью-Йорке, после показа пьесы американским зрителям, я заорала на всю улицу: «Спасибо папа, что ты меня бросил!» Это сделало меня драматургом и странным образом наполнило жизнь смыслом. Спроси меня, что бы я изменила в своем прошлом, — точно не это.

По словам Нины, теперь она может легко рассказывать свою непростую историю даже на публике. Спокойствие при воспоминании о травматичных событиях говорит, как правило, о том, что рана зажила. Вот как комментирует эту историю гештальт-психолог Ирина Лейбман:

Человек проработал незавершенное действие. Когда она придумывала историю про папу, она ниточки клубочка своей травмы размотала и завершила процессы, которые в ней оставались после его ухода, и ей стало проще, она отпустила ситуацию.

tell_a_story

Сочинение историй, сказкотерапию, уже давно используют психологи разных школ и направлений. Это действительно способствует заживлению душевных ран и изменению жизни людей. Клиенту предлагается сочинить про себя сказку, а потом интерпретировать ее или проиграть. На первый взгляд механизм кажется простым. Но, на самом деле, в процессе придумывания, обсуждения и проигрывания человек делает серьезную душевную работу, которая в итоге способствует изменениям. Ирина Лейбман также отмечает:

Была у меня клиенткой одна второклассница, очень умная. Мы с ней работали как раз со сказкой. Она сочиняла и рисовала картинки к этой сказке, а потом мы её проигрывали неколько раз, чтобы она могла воплотиться в каждого из своих персонажей. В какой-то момент эта девочка закричала: «Ирина Яковлевна, вы что не понимаете, что это все — я?» На этом терапия завершилась.

tell_a_story

По словам Ирины Лейбман, сказка — это проекция, то есть присвоение своих качеств придуманным персонажам. Когда клиент вживается в этих персонажей, он может почувствовать в себе черты, которые им приписывает. Человек не может наделить своих героев тем, чего нет в нем самом. Благодаря признанию у себя этих качеств человек становится более целостным, и это неизбежно влияет на его жизнь.

С помощью придумывания историй можно и воплощать свои желания. В этом убеждена психолог, а с недавнего времени и киносценарист, Нина Рубштейн:

Этот метод работает. Он удивительный и очень красивый. Изменения зависят от того, насколько глубоко была осознана ситуация, и каких изменений вы себе насочиняли. Время тоже зависит от сложности задачи. Если вы пожелали себе заработать миллион долларов, то на это может уйти десяток лет.

tell_a_story

Действительно, если хочется заработать миллион долларов, сказкотерапия может помочь. Нина Рубштейн объясняет это тем, что сказка «достает» проблему из подсознания и «включает» правое полушарие мозга:

Правое полушарие отвечает за образное мышление и помогает обмануть привычную логику, которая только водит нас кругами. Внутри нас всегда есть ответ, как решить проблему, нужно только найти ключ. Сказкотерапия — это просто ключ.

tell_a_story

Как сочинить историю, чтобы она «сработала»? По словам Нины Рубштейн, для этого требуется некоторый навык. Писать лучше не про себя, а про похожего на себя персонажа. «Добыть» из подсознания как можно больше полезного материала помогут метафоры (например, в спектакле «Павлик — мой бог» метафорой является сам Павлик Морозов). Придуманную историю важно обсудить и интерпретировать. Это позволяет «прожить» ситуацию и увеличивает шансы на счастливый финал. Придумывание истории никак не может повлиять на поведение других людей. Обстоятельства меняются за счет собственных изменений. Впрочем, новые ситуации и новые люди в жизни сочинителя появиться могут. Нина Рубштейн рассказывает:

Одна моя клиентка написала сказку о том, как встретила любимого мужчину на парковке. И действительно встретила, и вышла за него замуж. Другая написала сказку о своих скрытых творческих способностях, и они открылись, и она поменяла профессию. Моя дипломная работа сценариста, история о любви, сбывается прямо сейчас. И это удивительно наблюдать.

tell_a_story

Обстоятельства меняются, когда человек становится к этому готов. Клиентка Нины Рубштейн, которая встретила свою любовь на парковке, в результате работы над своей историей сумела как минимум заметить этого мужчину. Возможности для воплощения желаний окружают нас повсюду, но мы их не всегда замечаем, поскольку не настроены на них, не верим в них. Сказкотерапия помогает перенастроиться и поверить.