По мнению ученых, этот вид транспорта изначально опасен для тех, кто подвержен неврозам. Страхи пассажиров метро объясняются не только ощущением своего погребения заживо, но и ограничением личного пространства. Больше половины подземных путешественников не чувствует себя в безопасности. Среди их опасений по статистике лидируют пожары, давка и карманники. Таким образом, все решения, принимаемые в строительстве, дизайне и обеспечении подземных городов призваны смягчить этот страх и по возможности отвлечь путешественников от погружения в глубины древних страхов ранней могилы и пламени ада под землей. Поездка в метро совсем не должна быть путешествием в сердце тьмы.
Например, в конкурсной разработке проекта новой московской станции «Солнцево», выбранной большинством голосов, архитекторы из студии Nefa Architects обыграли в своей концепции название станции. Они создали иллюзию солнечного света под землей. Общее количество света увеличивают массивные пилоны с глянцевой поверхностью и металлические листы облицовки стен и потолка.
Тема солнца, солнечных зайчиков и солнечных брызг реализуется с помощью светящихся отверстий в стенах и потолке, на платформе и наружном павильоне. Символизирующий солнце желто-оранжевый круг отметит место касс.
Станция тайваньского метро «Бульвар Формоза» превращена в гигантский калейдоскоп своей крышей с самым большим в мире витражом, известным как «Купол света». Изображения на нем рассказывают аллегоричную историю человечества в 4 частях: «Вода: колыбель жизни», «Земля: рост и процветание», «Свет: творческий дух» и «Огонь: разрушение и перерождение».
А в Мадридском метро изображение вечернего города на стенах станций создает ощущение того, что вы над землей, а не под ней. Только гигантские глаза, смотрящие из колонн, напоминают, что вы все же на территории подземных духов.
Открытая этой осенью станция «Фултон» метро Нью-Йорка, в целом весьма лаконичная и функционая в своем дизайне, разительно отличается от большинства станций, напоминающих нечто среднее между общественным туалетом и шахтой лифта. Построенный за 1,4 миллиарда долларов транзитный центр увенчан огромным куполом, аккумулирующим дневной свет. Почти тысяча стеклянных панелей соединяется в грандиозную сеть отражения неба.
Но возможности дизайна не безграничны. Если мозг не получается обмануть, внушив ему безопасность синего неба и яркого солнца под землей, то неприглядную реальность нужно правильно замаскировать, украсив как можно ярче. Так создаются подземные дворцы и бальные залы.
Станция «Киевская» московского метро производит сильное впечатление на гостей столицы своей роскошью. Массивные канделябры, арочные потолки с лепниной, барельефы и фрески усиливают впечатление. Аналоги такой станции, пожалуй, найти сложно — настоящие чертоги подземного короля, только не из «Пер Гюнта» Эдварда Грига, а любителя сталинского ампира 30-х годов XX века.
В 2014 году по версии американского издательства Guardian в список 12 наиболее красивых станций мира попала станция «Автово» подземки Санкт-Петербурга. Особенно станция примечательна колоннами, поддерживающими потолок. Их 46, и 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло издавна использовалось в качестве облицовочного материала, но при оформлении метро было применено впервые. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн стеклянные панели были закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность.
Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект: свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать, из-за этого все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университета Г.З. Гершуни. Так основой подземной красоты стала научная точность принимаемых решений.
И физика послужила благородному делу — украшению нашей подземной жизни. Другая научная дисциплина, идущая рука об руку со строительством подземных дорог, — археология. Почему бы не воспользоваться результатами раскопок, чтобы не допустить уничтожения бесценных артефактов? Так при строительстве метрополитена в Неаполе были обнаружены руины древнего римского храма, позже они вошли в концепцию дизайна станции «Дуомо».
Станция «Синтагма» афинского метро — это уже не просто функциональное помещение, связывающее железную дорогу с поверхностью, это настоящий музей, хранящий результаты раскопок этой богатой на находки местности. Здесь в стеклянных витринах выставлены древние артефакты: участки стены, старинной дороги, цистерны, погребальные камни, колонны.
Название станции метро Торонто говорит само за себя — «Музей». Все дело в том, что станция расположена прямо под Королевским музеем Онтарио, туда даже можно попасть непосредственно с платформы по подземному переходу. Вместо традиционных колон-опор дизайнер Даниэль Либескинд использовал образы музейных экспонатов — египетских саркофагов, тотемных столбов и статуй племени майя. Стены станции покрыты массивными алюминиевыми панелями с вырезанными иероглифами, обозначающими название станции.
Одно из предназначений искусства — украшение суровой реальности. Инсталляции под землей, постоянные и сменяющиеся, неизменно привлекают внимание спешащих и замученных пассажиров, как глоток свежего воздуха в духоте подземки.
Около 200 произведений встроено в нью-йоркское метро. Это фрески, статуи, мозаики, постеры и другие объекты. Примечательны забавные бронзовые существа скульптора Тома Оттернеса, который так увлекся проектом «Подземная жизнь», что предоставил в 4 раза больше работ, чем было изначально решено.
Если очерствевшее сердце пассажира не заденет искусство, технология вступает в игру, чтобы поразить и заглушить тоску по поверхности. Поезда метро, передвигающиеся с бешеной скоростью без машиниста, например в Копенгагене, дают возможность занять место с панорамным видом на тоннель. Такие составы полностью безопасны и не замечены в особой аварийности, лишенные человеческого фактора. Тем не менее пассажиры зачастую чувствуют себя в таких поездах некомфортно. Интересно, что лифты, передвигающиеся без какого-либо водителя уже долгие годы, вовсе не вызывают у большинства такого страха.
Транспортная система панорамного тоннеля в Шанхае соединяет два исторических района города, и его длина — всего 647 метров. Пассажиров ожидает увлекательная поездка — они перенесутся в другой мир с помощью световых и 3D-эффектов и постоянно звучащей музыки.
Обычные звуки метро — это механический скрежет, гул голосов и шарканье ног. Мелодичная музыка под землей — это всегда неожиданно и успокаивающе. В Московском метрополитене музыка играет по утрам с шести до семи и по вечерам после девяти каждые пять минут. Днём музыка играет раз в час. Обычно это проверенные временем музыкальные композиции российских и зарубежных исполнителей, такие как «Проснись и пой» Геннадия Гладкова, «Есть только миг» Александра Зацепина и «Воспоминания» Микаэла Таривердиева.
Музыка в брюссельском метро играла всегда. В начале XX века классику сменили поп и рок-песни, которые выбирает специальная программа из международных хит-парадов. Самые популярные играют днем, когда домой возвращаются школьники и студенты.
В парижском метро музыка исключительно живая — отбором талантов даже занимается специальное подразделение. Два раза в год проводится масштабное прослушивание, где право выступать получают около 350 музыкантов. Играть и петь можно только в специально отведенных местах в переходах и на платформах, но не в вагонах, где у пассажиров нет выбора — слушать или нет. Для многих выступления в метро становятся серьезным шансом раскрутиться.
Серьезно подошли к звуковому оформлению подземки в Пекине. Руководство метрополитена не только заключило соглашение с партнером, обладающим авторскими правами на композиции, но и создало специальный онлайн-канал классической музыки, трансляция которого идет на установленных на платформах экранах 8 часов в день на 160 станциях.
Помните один из основных страхов поневоле запертых под землей пассажиров? Давка, карманники. Психологи доказали, что классическая музыка уменьшает более чем на треть количество краж, драк и вандализма в метро.
Еще один подземный звук, который мало кто пытается облагородить, — звук турникетов. В одной из самых суровых подземок мира, в нью-йоркской, с необычной инициативой выступил Джеймс Мерфи, бывший фронтмен группы LCD Soundsystem. Его идея была в том, чтобы закупить оборудование, позволяющее турникетам издавать высокочастотные мелодичные звуки, сливающиеся в час пик в настоящую симфонию. Городскому управлению инициатива показалась слишком затратной, и теперь Мерфи пытается собрать деньги самостоятельно.
Вообще, нью-йоркское метро, одна из самых старых подземных транспортных систем мира, очень серьезно относится к возможности сделать своих пассажиров немного веселее, умнее и счастливее во время поездки, вопреки безумному ритму жизни города. Музыка, картины, мозаики, скульптуры, фрески и постеры, а с 1992 года в вагонах метро еще и можно прочитать стихи в рамках программы «Поэзия в движении».
Подобная инициатива существует и у нас — на Филевской линии московского метро уже несколько лет ходит Поэтический поезд, экспозиция которого периодически меняется, сейчас она посвящена Лермонтову.
А вот какую идею еще точно стоит позаимствовать у Нью-Йорка, так это анонсированную на январь следующего года кампанию за вежливость в метро, основным направлением которой будет борьба с пассажирами, несущими объемные рюкзаки и занимающими несколько сидений.
Те мелочи, которые отвлекают нас под землей от клаустрофобии и страха смерти, возвращают нас к свету дня и жизни еще до подъема на поверхность. Помните, вы не одни в этой толпе незнакомцев. Кто-то придумал и построил подземные дороги и города, чтобы сделать вашу жизнь удобнее, кто-то постарался украсить ваш путь и напомнить о солнечном свете под землей. В конце тоннеля есть свет.