Слово садху означает «хороший человек» или «святой человек» на санскрите и формируется от корня слова «садх», что означает «получить власть над», «достичь своей цели». Поиск «мокша» (освобождения) — так коротко можно охарактеризовать смысл жизни этой категории людей. И освобождаются они от всего начиная с одежды. Иногда отшельники ходят полуголыми или вовсе обнаженными, но часто их можно увидеть в накидках разны оттенков желтого, что символизирует отречение.
Босые ноги, иногда разрисованное тело, спутанные длинные волосы или дреды, глубокий взгляд — все это неотъемлемые атрибуты «святых людей», вид которых может кричать о том, что все материальное им глубоко чуждо, но в тоже время это не мешает им попрошайничать на улице.
Впрочем, далеко не все садху живут в долгу у социума, многие из них крайние аскеты, некоторые живут в лесах, горах, пещерах и питаются фруктами или, как принято верить, солнцем.
В путешествии по Индии или Непалу шанс увидеть «святых людей» достаточно большой, ведь на территории этих стран их насчитывают не один миллион (только в Непале несколько десятков тысяч). Хотя на первый взгляд все они могут показаться похожими, садху принадлежат к разным течениям и вовлечены в разные духовные практики.
Самая распространённая категория — это аскеты, поклоняющиеся богу Шиве или богу Вишну (а также его проявлениям Раме и Кришне). Существуют «добрые люди», которые посвящают свою жизнь богине Шакти — женской ипостаси всемогущего бога. Интересно, что среди садху встречаются и женщины, их называют садхви. Иногда такой путь выбирают вдовы.
Практики садху демонстрируют превосходство или полное пренебрежение над физическим миром. Например, существуют йоги, которые навсегда отказались сидеть, некоторым нравится стоять на одной ноге, кому-то вовсе в радость мучить свое тело самым жестоким образом — носить тяжелые вещи или втыкать иглы.
Некоторые бабаджи обмазывают тело пеплом. Некоторые молчат годами. Другие увлекаются колдовством. Однако большинство йогов-аскетов все-таки занимаются более традиционными вещами: молитвами, медитациями или созерцанием.
Больше всего садху живет, конечно же, на территории Индии. Также «добрых людей» можно встретить на улицах или возле храмов Непала. Они частые гости на фестивалях и ярмарках этой стране, но надолго, как правило, отшельники здесь не задерживаются, так как отношение непальцев к садху не такое уважительное, как в Индии.
Существуют различные центры в Непале, где можно встретить представителей разных движений баба. Главное место — это храмовый комплекс Пашупатинатх, куда съезжаются тысячи садху во время знаменательных событий, например на ведический праздник Шиваратри. Некоторые из них остаются здесь жить и просят на еду у приезжих туристов.
Храм Пашупатинатх не единственное место в Непале, где собираются садху, они также путешествуют и в Муктинатх (долина в Гималаях), популярное место паломничества озеро Госайкунда, храмовый комплекс Сваргадвари и другие.
Не существует точных данных касательно количества бабаджи в Непале, ведь в этой стране у них нет постоянных приютов, большинство из них не сидят на одном месте долго, а посещают различные тиртхи (священные места) в Индии.
Несмотря на то, что большинство садху, которых можно увидеть в популярных туристических местах кажутся безобидными и даже забавными, существуют движения, образ жизни которых заставляет ужаснуться.
К таким течениям относятся агхори — самый устрашающий, но уважаемый клан в Индии. Пугающие ритуалы для агхори давно стали повседневной рутиной, и они, кажется, с удовольствием смакуют то, чего люди привыкли бояться, — смерть.
Да, агхори едят трупное мясо, а также проводят магические ритуалы над останками людей и животных. Они могут позволить себе бросаться фекалиями, практиковать черную магию, «добывать лекарства» от СПИДа из пепла и искать бога с помощью курения марихуаны, и все это общество им прощает. Более того, они еще и садху — «святые люди».
Белому человеку может быть сложно окунуться в эту реальность. Несмотря на это, приверженцами этих течений становятся американцы, японцы и даже европейцы. Интересно, что сельские жители Индии относятся к иностранцам в желтых одеяниях так же, как и к местным, с уважением, и даже просят их благословения.
Первым представителем Запада, решившим стать садху, как он сам утверждает, является американец по происхождению Баба Рампури (от рождения Уильям А. Ганс), автор книги «Биография голубоглазого йогина».
Баба и сейчас бывает в Америке, но он давно понял, что не сможет вернуться в офис или к беседам о повседневной жизни. «Я вижу, что мы (США) становимся неграмотными. Знание теперь Google и телевизионные рекламные ролики. Это имперская культура, она и мешает вам видеть мир иначе», — сказал Рампури еще 10 лет назад.
Баба вовсе не единственный пример садху-иностранца. По данным разных источников, существует как минимум несколько сотен «святых людей» из разных уголков планеты: Америки, Японии и даже консервативной Европы. Среди отшельников встречаются французы, итальянцы и даже немцы, которые получили новые имена и ведут соответствующий образ жизни. Например, итальянец Парват Гири известен тем, что более двух лет является «стоячим садху», а также первым из иностранцев, кто посвятил себя такого рода практикам.
Среди бабаджи есть и японец, который получил благословение своего гуру несколько лет назад, а вместе с ним и новое имя Мохан Дас. Согласно древней традиции, ученик должен выполнять работу по дому своего учителя, и Мохан Дас сейчас является практически рабом своего хозяина. Тем не менее он делает свою работу охотно, так как она приносит много позитива в «карму» аскета, чтобы он мог стереть грехи прошлых жизней.
В 2011 миру также стала известна история россиянина, который 15 лет жил отшельником в пещере на севере Индии. Кирилл Померанцев все эти годы был настоящим садху: был в воздержании, изучал религию, хинди, медитировал и практиковал пуджа («поклонение»).
Эти примеры прекрасно иллюстрируют тот факт, что баба становятся самые разные люди. Несложно понять, почему так много садху среди населения Индии или Непала — это многовековая традиция, связаная с индуизмом, с желанием людей перескочить много «инкарнаций» и стать просветленным здесь и сейчас. Но почему представители других национальностей встают на путь отречения?
Если для японцев жизнь бородатого йога может стать следствием близости восточных культур, то для американцев — это прежде всего протест против материалистичного Запада. Россиян в мир садху могло подтолкнуть отсутствие свобод в СССР или наличие его пережитков в России. Европейцев могло заинтересовать новое движение и интерес к мистическому востоку.
Так почему же садху? Ответов много. Но в целом все они схожи с ответом на вопрос, почему люди в принципе становятся отшельниками. На них давит мир с его бесконечными правилами, законами, стереотипами, с необходимостью взаимодействовать с другими, далеко не всегда приятными людьми.
Кроме того, они пытаются убежать от унылой занятости и гнусной суеты, от контролируемого хаоса, который так мешает сосредоточиться на главном… Люди уходят в горы, чтобы отдохнуть, поразмышлять и услышать тишину. Характер человека и круг его интересов определяют, к какому именно движению он себя причислит. Но в любом случае — это побег. Побег от нормальности.