Иайдо — японское боевое искусство мгновенного убийства мечом. Сразу же стоит оговориться, что в Японии мечом принято называть всё холодное оружие, которое носили самураи: танто (кинжал в европейской классификации с длиной клинка до 30 сантиметров), вакидзаси или короткий меч (с длиной клинка от 30 до 60 сантиметров), катана (изогнутый меч с длиной клинка от 60 до 70 сантиметров) и тати, длинный меч (с длиной клинка от 70 до 90 сантиметров). Однако для занятий иайдо используются только катана и (значительно реже) вакидзаси, так как только их размер позволяет производить эффективные атаки и контратаки в условиях боя в помещении или ином ограниченном пространстве.
Само слово «иайдо» состоит из двух частей, где «до» значит «путь» (присутствует в названиях многих японских боевых искусств, например, айкидо, дзюдо, кендо), а «иай» — мгновенный удар мечом. Таким образом, дословный перевод названия этого боевого искусства — «путь мгновенного удара мечом». Согласно легенде, создатель иайдо Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигинобу, получив от духа покровителя воинов Фудо Миё великий секрет иайдо, гласящий, что победить противника нужно прежде всего сознанием и лишь потом мечом, провёл сто дней в медитации, оттачивая мастерство мгновенного выхватывания меча.
Система традиционного иайдо состоит из целого ряда техник. Каждая техника включает в себя различное для разных школ иайдо количество вадза (форм, в которых воин выполняет определённую последовательность действий, имитирующих ситуацию реального боя). В качестве примера можно привести техники Сэйдза но Бу и Батто Хо. Если большинство вадза техники Сэйдза но Бу выполняется из позиции сейдза (традиционнная японская поза сидения на полу), то вадза техники Батто Хо выполняются из положения стоя.
Из практики тренировок:
У воина, изучающего иайдо, во время тренировки имеется два базовых состояния сознания: мен сен (вижу всё вокруг) и мен ски (чётко вижу своего противника). В состоянии, когда ученик готовится к выполнению вадза или уже закончил выполнение формы, его сознание находится в состоянии мен сен. В этот момент воин контролирует и видит всё пространство, находящееся вокруг него. С началом выполнения вадза сознание воина переходит в состояние мен ски — он концентрируется на ситуации боя и своих противниках. В идеале во время выполнения вадза воин должен сливаться с мечом в единое целое, а его сознание находится на кончике киссаки (рабочая часть меча, которая составляет порядка пяти сантиметров от основной длины лезвия).
Из практики тренировок:
Как правило, новички в течение первого года-двух тренируются с боккэном (деревянным макетом катаны). Работа с боккэном имеет целый ряд своих особенностей: от глухого звука, раздающегося при резах, до отличий в технике извлечения боккэна из ножен. Однако даже обладатели высоких данов по иайдо не пренебрегают боккэном. Боккэн используется в иайдзюцу — дисциплине, где на практике во время работы в парах отрабатываются различные удары и резы. Кроме того, отдельный более тяжёлый «брат» боккэна, субурито (весом от полутора до пяти килограммов), используется для тренировки кистей рук, отработки базовых движений и резов. Уважение боккэну оказывается практически такое же, как и настоящему мечу. В начале и в конце тренировки во время выполнения ритуала кроме поклона тори (алтарю, где обычно находятся изображения великих сенсеев данной школы) и сенсею обязательным является поклон мечу и боккэну. Кстати, один из самых знаменитых фехтовальщиков Японии, Миямото Мусаси, одержал свою самую блестящую победу именно боккэном. Так что боккэн был и остаётся довольно грозным оружием. Поэтому на тренировках иайдо важным условием работы с мечом и с боккэном является самоконтроль.
Из практики тренировок:
В иайдо самоконтроль имеет, пожалуй, даже большее значение, чем в любом другом боевом искусстве, ведь, как ни крути, степень опасности человека с мечом намного выше, чем степень опасности человека с голыми руками, пусть даже очень натренированными и умелыми. Поэтому огромное внимание уделяется концентрации внимания, контролю эмоций и работе с пространством. В конечном итоге многие ученики признают, что иайдо — это на 80% работа над самим собой. Как и любое восточное боевое искусство, цель иайдо — достижение гармонии, однако путь, выбранный для этого, очень и очень сложен. Видимо, поэтому великим сенсеям не хватает целой жизни, чтобы постигнуть все тайны этого искусства, а мастерами иайдо становятся в основном к 60–70 годам.
Особая благодарность выражается ученику японского центра NIHON BUDOKAI, члену World MJER Iaido Federation Ирине Филипповой, 5 кю иайдо, 6 кю джиу-джицу кобудо.