Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ.
Гераклит
Что же такое сентиментальность? Оскар Уайльд называл сентиментальность роскошью ощущать эмоции, ничем за них не платя. Роскошь ощущать эмоции… Мы платим или расплачиваемся за всё, что делаем в жизни. Эмоции как отклик на чужое горе, радость, переживания требуют, именно требуют, нашего ответа, сопереживания, действия. Но так хочется получить хорошо упакованную дозу эмоциональной встряски и не платить за это.
Например, сегодня привлекательным развлечением для многих продвинутых туристов стали туры по осмотру трущоб, гетто в так называемых странах третьего мира. Страдающие от бедности, голода и болезней люди, грязные и дурнопахнущие, остаются по ту сторону окна туристического автобуса. И как же хорошо получать острые ощущения из прохладного салона, где кондиционер обдувает румяные от рафинированной жалости щеки очередного путешественника. Бедные, жалкие люди, далекие от цивилизации. С ними можно сделать неплохое селфи, даже дать немного денег. Высказать в блоге обличающие рассуждения о несправедливости мира и прочее. И осознавать себя как персонажа некой мировой трагедии, а еще лучше быть ее автором.
Сентиментальность противопоставлена чувствительности. Чувствительность же — матрица души, орган ее восприятия. И если чувства больны, зачерствели или измельчали, то заменяет их сентиментальность, порождающая эмоцию ради эмоции, находящуюся в разрыве с объективной реальностью, любовью и справедливостью. Некая эмоциональная мастурбация. Умиление от самого себя и способности умиляться. Я же плачу, слушая «Ноктюрн №2» Шопена (важно указать номер ноктюрна), или плачу, когда вижу этих милых голодранцев, бегущих за пылящим по трущобам двухпалубным автобусом.
Зачастую неискреннее ощущение неких переживаний внушает человеку мысль о том, что он не подлец, а хороший человек, раз вытекла слеза из глаза при прослушивании Шопена. При этом следует различать тонко чувствующего человека и сентиментального маньяка, ищущего эмоций в шаблонных фильмах о любви. Для осознания себя как полноценной личности таким людям необходим наркотик сентиментальности, реакция на который призвана спрятать от самого себя свою черствую сущность.
Сентиментальный часто влюбляется, но не может любить. Сентиментальность — предельно недорогая альтернатива глубокому чувству. Главный парадокс сентиментальности заключается в сочетании хладнокровного безразличия и блаженного сострадания в одной и той же личности.
Как же проявляется этот парадокс в реальной жизни? Яркий пример — уголовный фольклор, он всегда сентиментален. Одним из основных символов так называемых блатных песен является образ матери, это святая фигура для заключенного. Отбывающий срок за изнасилование и убийство женщин уголовник прослезится, услышав о том, «как не дождется с зоны сына мать родная». Сентиментальность — это воплощенная жалость к самому себе.
Французский философ XVIII века Жан-Жак Руссо относил сентиментальность к видам самопоклонения. Еще одно описывающее суть сентиментальности выражение можно найти в Библии: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий». Сострадание без любви — пустых похвал ненужный хор, звенящая медь.
Рассмотрим феномен «сострадательной милостыни», который мы часто можем видеть в переходе метро: торопящийся на работу «белый воротничок» кидает горстку мелочи в протянутую руку и продолжает свой путь, поскрипывая лощенными «оксфордами». За такой «индульгенцией» подчас ничего нет, кроме страха разглядеть в себе злодея. Сентиментальность становится в определенном смысле алиби для жестокосердного человека.
Человеческая личность расщеплена: в реальности — одна, в мире своих переживаний — совсем другая. «Сострадательная милостыня» вместо реальной помощи, жалость к бродячим котятам, но покупка породистого «британца», сострадание к вымирающему виду голубых древолазов и безразличие к человеческим бедам. Примеров много… Так и проявляется сентиментальность — парадоксальное свойство человеческой психики.