Элизбар, Лорина Маккеннитт, Сесиль Корбель — эти музыканты широко известны, но в узких кругах. Фанаты фолка и этнической музыки обязательно назовут в качестве своего любимого исполнителя хотя бы кого-нибудь из этого списка. Конечно, эти три артиста совсем непохожи друг на друга, но «заклинания» для «приворотов» слушателей у них одинаковые. Эти персонажи — арфисты, именно это их и объединяет.
Элизбар — странствующий волшебник
Элизбар — такое имя покажется довольно странным, тем более что так называет себя наш соотечественник. Это сценический псевдоним Эдуарда Шухари, талантливого человека, который родился в 1972 году в Кишиневе. Творческий путь этого артиста довольно извилист и загадочен, как и путь любого странника.
Будучи ребенком, Эдуард очень любил сказки: его всегда привлекало их волшебство. Шли годы, и Эдуард плутал и искал свое призвание. Только к 20 годам он выбрал свой путь — быть музыкантом. Молодой человек решил поступать в музыкальный колледж, и, к его же удивлению, это удалось. Удивляться есть чему: у будущего артиста не было даже базового музыкального образования. В жизни, как известно, бывают и исключения из правил, вот и Эдуард стал таким исключением. Преподаватели Тираспольского высшего музыкального колледжа, видя стремление и огромное желание парня играть и учиться, приняли его, записав на класс виолончели.
Трудиться пришлось много и каждодневно, но разве для волшебника есть что-то невозможное? Быстро освоив музыкальную программу, Эдуард становится виртуозным виолончелистом. Но виолончель хоть и сложный инструмент, но какой-то не волшебный. И молодой человек вновь пускается в странствия и на поиски себя. Немалую роль в этих поисках сыграл любимый писатель Элизбара — Толкиен. Средиземье, Лихолесье, Лориэн, эльфы — все это было близко и так понятно Элизбару. И в 1994 году он создает группу Ann’ Sannat , что в переводе с эльфийского значит «сказки, отображённые в песнях». Эта группа существует и по сей день, ее стиль — это этно-фолк и кельтика.
Но мечтатель Эдуард не остановился на этом и продолжил свой путь. Молодой музыкант вдруг влюбляется и происходит это… с первого звука. Эдуарду подарили арфу, и она тут же стала его музой и самой верной подругой.
Музыка Элизбара — это уникальное явление. Она рисует живые картины, зримые образы: волшебные пейзажи с густыми лесами, туманные овраги, заснеженные равнины, солнечные поля. Элизбар — это такой «имажинист» XXI века, который создает образ, но делает это не с помощью слов, а с помощью звуков.
Когда Элизбар играет на кельтской арфе — это всегда немножко волшебство. У Элизбара четыре арфы. На каждой посередине весит маленький колокольчик и к каждой прикреплена забавная игрушка: то ли фея, то ли эльф — своеобразный талисман и хранитель.
У музыканта необычный сценический образ: он повязывает бандану, которая закрывает его волосы, и всегда надевает рубашки и жилетки с различными кельтскими узорами. Словом, эдакий сказочник. Элизбар занимается и лечением, арфотерапией: проводит семинары, где звуками помогает человеку гармонизироваться. Ведь виброакустическая терапия развивается с 1950-х годов и существует множество работ, которые доказывают действенность этого метода.
http://www.youtube.com/watch?v=IZtiMmPN0Xc&hd=1
На сегодняшний день Элизбар исполняет не только эльфийскую музыку и кельтику, но и различные этнические мотивы стран балканского полуострова, неоклассику, фолк.
Его композиции — это авторские произведения, где он выражает свое видение мира. Он владеет огромным количеством инструментов: гитарой, флейтами, мандолиной, бузуки, перкуссией и многими другими. Элизбар странствует по всему свету с гастролями: полгода живет в Венгрии, потом приезжает в Россию, часто бывает на Украине, в Белоруссии, ездит с концертами во многие страны Европы.
Рыжая воительница — Лорина Маккеннитт
Кто бы мог подумать, что маленькая рыжеволосая девчонка по имени Лорина, с ирландскими корнями, но родившаяся в канадском городке Морден, завоюет весь мир своим творчеством? Явно, что без волшебства здесь не обошлось.
Лорина Маккеннитт вот уже больше 20 лет является настоящей богиней кельтской музыки, да и не только кельтской. По стилю ее часто сравнивают с небезызвестной Энией. Но эти дамы совершенно непохожи. В отличие от Энии, Лорина — океан страстей: ею влекут восточные мотивы, волшебство кельтской арфы, мистические звуки разных этнический мелодий. Ее песни могут быть спокойными и легкими, а порой и переполнены яркими чувствами.
С самого начала карьеры Лорина борется за свой успех. Ясно, что у нее, как у дочери медсестры и скотопромышленника, денег на построение карьеры не было. Она участвовала в различных канадских конкурсах и фестивалях: в одном из них она вышла в финал и выиграла приличную сумму денег для записи своих песен. В 1985 году Лорина записала первый альбом, который потом продавала по почте, в магазинах, да и где только можно. И такая тактика сработала, ее песни понравились людям! У нее появились деньги для создания следующих альбомов, которые как раз и принесли ей известность. Сейчас песни Маккиннетт звучат во многих фильмах: «Медвежий поцелуй», «Горец 3».
Музыка Лорины — это своеобразный экзотический коктейль, где смешано сразу несколько стилей и инструментов. Лорина —мультиинструменталист, она играет на арфе, аккордеоне и пианино. Канадку вдохновляют ее путешествия. Например, песня «Dante’s Prayer» написана после поездки по России, по Транссибирской магистрали.
С помощью определенных аккордов, мелодий и традиционных инструментов рыжеволосая артистка создает как бы картину страны, рисует ее самобытность с помощью звуков. Часто Лорина обращается к теме Востока.
http://www.youtube.com/watch?v=ijf_uEFBl6w
Вдохновением для текстов служат различные шотландские и ирландские легенды, произведения английских писателей и поэтов. Примером может служить баллада о «Волшебнице Шалот» или «Леди Шалот».
Голос Лорины можно сравнить с оперным: она берет довольно высокие ноты, и в ее творчестве можно встретить вокализы, произведения, где петь надо без слов.
http://www.youtube.com/watch?v=bcO1lVdYDKM#t=494
В песни и музыку Лорины магия приходит благодаря арфе, которая создает особенный сказочный фон. Она погружает слушателя в прошлое, рассказывая средневековую балладу, когда на свете были рыцари и прекрасные дамы, кузнецы и простые деревенские девушки.
Бретонская фея — Сесиль Корбель
Из этой тройки Сесиль Корбель самый молодой музыкант (хотя ей уже 34 года). Эта девушка с копной огненных волос уже покорила Францию, свою родину, и множество других европейских стран. Слава о ней донеслась даже до далекой и холодной России.
Сесиль — француженка, она родилась в небольшой коммуне Пон-Круа (регион Бретань). С самого детства эта девочка была не похожа на других. Ее огненно-рыжие волосы своего рода знак, что она принадлежит к уже забытому миру кельтов. Стоит сказать, что давным-давно регион Бретань как раз таки и был местом проживания кельтов. Воспитанная на древних сказках и легендах, Сесиль в 15 лет начинает играть на арфе, том инструменте, который то и дело появляется в волшебных сказаниях.
В ее творческом багаже есть выступления на одной сцене вместе с Яном Тьерсеном, автором музыки к фильму «Амели». В этом году вышел ее новый альбом под названием «Невеста» (La Fiancée).
Свое вдохновение девушка ищет в легендах о Короле Артуре и его рыцарях, старых бретонских сказках, галльских сагах. Ее голос часто сравнивают с голосом мистических сирен или фей, поскольку он кристально чист и притягателен. Ее пение напоминает средневековое, и в нем есть даже что-то от Барокко. Каждую песню сопровождает игра на арфе.
Стиль Сесиль можно охарактеризовать как фолк, иногда с налетом готики (особенно это заметно в клипах), часто слышны поп мотивы.
По сравнению с Лориной и Элизбаром ее аранжировки более современные. Клип «Entendez-Vous» по стилю скорее напоминает бохо и пастельно-ванильный фильм. Но тем не менее он переносит в страну сновидений и сказок.
Где прячется колдовство
Рецепт чар, которыми пользуются эти три арфиста, довольно прост: нужно играть в стиле Нью-эйдж (New-Age). Чтобы приготовить «музыкальное зелье» под названием Нью-эйдж, необходимо смешать немного фолка, налить капельку национальных мотивов, добавить старинных инструментов, насыпать горстку классики и приправить все характерным «неземным» вокалом. Вот и все. Только вот Элизбар не поет, но это не мешает ему околдовывать аудиторию.
Вообще, течение «Нью-эйдж» предполагает постоянную импровизацию и поиск необычного звучания. Композиции в этом стиле хоть и спокойные в большинстве случаев, но тем не менее стимулирующие творчество и воображение. Такая музыка просто идеально подходит, когда вдохновение и силы на исходе. Вместо чашки кофе — послушайте арфистов! Это помогает. Проверено на собственном опыте.