Скорость жизни и смена идеалов красоты выдвигают на первый план новую теорию в мире современной иллюстрации — теорию «спелых» взглядов, автором которой является художник Александр Рощин. Новое понятие «спелости» во взгляде появилось как реакция на смену ролей в обществе. Музой для художника становится необычный типаж женщины из определенной социальной касты, где приоритетными являются такие традиционно мужские качества, как сила, уверенность в себе, стремление к успеху и победам, твердость духа с отголоском заслуженного величия и истинно царского тщеславия. Некогда мужская харизма теперь отражается в проницательном взгляде современной женщины: она твердо шагает по земле, с непоколебимой решительностью смотрит в завтрашний день, и она обязательно самодостаточна.
«Спелый» взгляд — это взгляд обязательно говорящий, пронизывающий и даже слегка суровый. Тот самый взгляд, который способен воздвигнуть непреодолимый незримый барьер между пьедесталом этой женщины и окружающим ее миром. Эта женская сила притягательна словно магнит, она пронизана повышенной сексуальностью и будит в глубинах мужской души уже почти спящий инстинкт охотника, призывающий к активным действиям. Порой нужно горы свернуть, чтобы хоть на секунду дышать с ней одним воздухом.
Способ изображения «спелого» женского взгляда в работах Александра Рощина достаточно многогранен, и он не обусловлен одним лишь определенным законом или правилом. Одним из факторов, влияющих на инновационную подачу портретной живописи, становится ракурс. Вместо привычной статики портрета — анфас, три четверти, профиль — на первый план выходит более динамичный ракурс, обусловленный скоростью жизни, который можно сравнить с новым течением селфи-портретов. К примеру, фотообраз, запечатленный с помощью фронтальной камеры телефона, создает искусственное впечатление нереальности портретного объекта. При такой съемке происходит искажение привычных нормальных пропорций: широко распахнутые глаза кажутся большими, приближенные к камере губы — объемными и сочными, при этом режется стандартная анатомия лица. Исчезает овал, а вместо него на первый план выходит ярко выраженный анатомический треугольник, вершины которого упираются в виски около бровей, а нижний угол утыкается в подбородок. Перевернутый треугольник — драматическая и неустойчивая фигура.
Вот этот анатомический треугольник и лег в основу теории «спелых» взглядов, когда все ключевые моменты портрета в наибольшей концентрации отражаются в этой области. Здесь художник подчеркивает особенно эмоциональные черты, характерные для конкретной портретной музы — изгиб бровей, полноту губ, сильно подчеркнутые ресницы и нижнее веко, высокие скулы и маленький утонченный подбородок. При рассмотрении работ взгляд аудитории застывает именно на этом «активном» треугольнике, улавливая мельчайшие оттененные детали, которые являются наиболее важными и говорящими. Такой портрет в состоянии самостоятельно повествовать о женском характере, он «живой», динамичный и дышит духом времени.
Эффект фотовспышки — еще одна черта, присущая художественным работам Рощина. Опять-таки селфи-этикет позволяет выставлять лучшие ракурсы своего типажа, где особенно выгодно будут подчеркиваться главные внешние достоинства их обладателя, при этом близость объектива в буквальном смысле засвечивает лицо — рельеф носа практически пропадает, зато чаще всего эффектно оттеняются скулы и глаза. И кожа становится чистой, идеальной, почти прозрачной, что дает возможность сделать определенные и точные акценты и «затуманить» все, что не нужно. Например, одним из ярких поклонников эффекта фотовспышки является знаменитый фотограф Терри Ричардсон (Terry Richardson), который снимает известных личностей. Оттененные ярким светом лица и четкая контурная тень на стене за объектом — отличительные признаки большинства его фоторабот.
Высокий лоб, большие глаза, пухлые губы, подчеркнутые скулы — на первый взгляд это ключевые черты лица, на которые больше всего обращает внимание современное общество, подразумевая четкое видение внешней красоты. Но при погоне за эталонным изгибом бровей и определенной гиалуроновой наполняемостью губ исчезает настоящая женская индивидуальность и незавуалированная красота. Сошедшие с копировального аппарата женщины не будоражат воображение и сердце художника и вряд ли когда-нибудь станут его музами. Более того, такие женщины не обладают «спелым» взглядом. А вот нетрадиционно широкие опущенные брови, приоткрытые губы, порой даже некоторая грубость в чертах лица или надменность в глазах могут стать отражением «спелой» девушки, манящей, зовущей, притягательной, но при этом недоступной.
Базовым в теории «спелых» взглядов является также эффект мимолетности. Скетчинговая живопись, отсылающая нас к течению импрессионизма, пропитанная духом fashion и современным взглядом на жизнь, обусловлена особым исполнением и конкретными художественными приемами. Эффект мимолетности достигается путем продуманной незавершенности: небрежно положенный мазок из-под кисти художника, незавершенная линия, нечеткая проработка некоторых элементов на картине. Такая надуманная неоднозначность работы поощряет фантазию и будоражит воображение зрителя. Порой тщательно проработанная незаконченность может исполняться часами, но эффект сиюминутности обязателен для художника.
В своих работах Александр Рощин отдает предпочтение определенным художественным материалам — акрилу, туши и маркерам. Акрил позволяет на бумаге создавать эффект многослойности, а тушь в сочетании с водой ведет себя бесконтрольно, отчего появляются невероятно сложные, неподвластные человеческой руке разводы. В отличие от живой и подвижной туши, профессиональные маркеры требуют от иллюстратора повышенной концентрации внимания и точности рисунка, заключенного в рамки смелых и уверенных движений. Настроение, характер и эмоции передаются благодаря нетривиальной цветовой стилистике и оттеночной гамме.
Теория «спелых» взглядов — это не просто новое направление в изобразительном искусстве и fashion-иллюстрации. Это срез эпохи, пропитанной духом современного общества, и отражение эволюции цивилизации, которое регулирует частоту пульса этого мира.