Comedy Club
Что такое стендап? Это сольное выступление непосредственно перед живой аудиторией, разумеется, юмористического толка. Репертуар стендапера состоит преимущественно из рутины — авторских монологов и коротких шуток, так называемых one-liners. Справедливости ради стоит заметить, что жанр появился в Великобритании еще на рубеже XVIII–XIX веков. Но свои современные узнаваемые черты он начал приобретать только в Америке, в послевоенное время, достигнув апогея и повсеместного распространения к 1970 годам.
У истоков стендап движения стояли, например, Джордж Карлин и Вуди Аллен. Они были истинными первопроходцами, которым приходилось оттачивать свой юмор в абсолютно экспериментальном порядке. Нетрудно предположить, что эти эксперименты порой приводили их под суд и даже за решетку. Но популярность жанра от этого только росла, и скоро на сцене зазвучали нахальные голоса Эдди Мерфи, Робина Уильямса и десятка других талантливых парней, вдохновленных своенравными шутками своих предшественников. Так повсеместно распространились comedy clubs, не имеющие, признаться, ничего общего с одноименной телепередачей на известном российском канале.
Stay Irish
Британский юмор известен всем и каждому с раннего детства по хрестоматийным анекдотам вроде: «На Темзе тонет корабль. Джентльмен с трубкой во рту спрашивает у капитана, какая из шлюпок для курящих». Лаконичность, хладнокровность и легкий тонкий троллинг — обязательные черты национального английского юмора. Обязательные, но не специфичные. К специфике все же относится неподражаемая игра слов и самоирония, иногда перекидывающаяся на жителей небезызвестных соседних государств.
Ирландский же юмор, несомненно, имеет общие корни и общие же черты с британским, но истинные знатоки без труда выделят и особенный рыже-зеленый колорит. Ирландским шуткам присуща некоторая мрачность и цинизм, самоирония порой зашкаливает, превращаясь в самобичевание, и, пожалуй, ни одно выступление местного комика не обойдет стороной излюбленную тему алкоголя. «Вопрос: чем отличается ирландская свадьба от ирландских похорон? Ответ: на ирландских похоронах пьет и танцует на одного человека меньше». Или старинная ирландская поговорка: «Бог изобрел алкоголь, чтобы ирландцы не правили миром».
Moranman
И вот в середине 1990-х на небольших сценах ирландских пабов и comedy clubs стал все чаще появляться забавный молодой человек с растрепанными волосами, в потертых широких штанах, в пиджаке, который, очевидно, был ему велик и с неизменно удивленным выражением лица. Шутки его были преисполнены глубокими внутренними комплексами, которые он обыгрывал с забавным очарованием. А еще в нем было что-то свежее и до умопомрачения смешное, скользящее порой по тонкой грани фола. Этому персонажу, нелепому, по-дурацки одетому и пребывающему постоянно в скверном настроении, фанаты мгновенно дали имя — Moranman!
Monster
Всемирная известность пришла к Морану в 2004 году, когда был записан первый DVD—диск с его выступлением. Шутки про женщин, семью, алкоголь, одиночество и похмелье покорили аудиторию самых разных возрастов и социальных слоев. Этот комик с первого взгляда втирался в доверие и с первой блюзовой ноты, сопровождающей каждое его выступление, казался старым добрым другом. Поначалу на сцене его любимой спутницей была бутылка пива, но позже она сменилась уже более «взрослым» и выверенным по стилю бокалом белого вина в сопровождении неизменной сигареты.
Следующая концертная программа Дилана под названием Like Totally окончательно сформировала стиль популярного ирландского комика. К привычным циничным настроениям добавилась ярко выраженная мизантропия и социопатия, которая, вопреки здравому смыслу, не отталкивала, а только прибавляла очарования. Одной из главных его фишек стала страстная любовь к абсурдному юмору и выстраивание на его основе абсолютно гармоничных и самодостаточных монологов. В его шутках появилась смелость и дерзость, начисто лишенная пошлости. А в сочетании с гипертрофированной застенчивостью получался совершенно взрывной коктейль.
What it is?
В 2009 году Моран отправился в тур с новой программой What it is, и поклонники не без интереса заметили очевидные перемены в его образе и общей стилистике юмора. Дилан больше не был застенчивым парнем, рассуждающим о мужчинах и женщинах с явным отсутствием особого опыта. Теперь на сцене искрометно шутил очень взрослый человек и ретроград, то и дело срывающийся на ворчание и всячески подчеркивающий собственный возраст. Переменилась и тематика шуток. На смену бесконечным рассуждениям о похмелье пришли монологи о политике. Вместо воспоминаний о бывших девушках — размышления о собственных детях. Но поразительно: это по-прежнему был тот самый Moranman. И любовь публики отнюдь не пошла на убыль.
Наконец, в 2011 году Моран записал новую программу Yeah, yeah, которая стала несомненной вершиной его успеха и концертной деятельности. Продолжая обновленную стратегию юмора, Дилан вспомнил и о предыдущих характерных чертах и даже добавил в абсолютно новые монологи старые шутки из 1990-х, большинство из которых были совершенно незнакомы его современным поклонникам. С этой же программой он впервые приехал на гастроли в Россию в 2012 году, чем вызвал невероятный ажиотаж среди своих давних фанатов, а также обеспечил себя огромным количеством новых почитателей своего таланта. Но об этом чуть позже.
Bernard Black
Помимо карьеры стендапера Моран немало преуспел и в ирландском кинематографе в качестве актера и сценариста. Одно из главных его детищ — небольшой ситком Black Books, который всеми его поклонниками считается обязательным к просмотру. Персонаж Дилана, Бернард Блэк, хозяин небольшого книжного магазинчика, неудачник, социопат, мизантроп и алкоголик. Словом, истинный ирландец. Который к тому же делает совершенно уморительной каждую секунду экранного времени.
Создав очаровательное амплуа, Моран еще не раз весьма удачно использовал его и в других своих проектах, внося лишь незначительные изменения и дополнительные штрихи. Например, фестивальное кино Film with me in it, преисполненное отборным черным юмором и даже тем, что в народе называется чернухой. Но это не тарантиновский нуар и не модный хоррор, это, пожалуй, просто «моранфильм». По крайней мере, такой термин передает происходящее на экране максимально точно для тех, кто уже не понаслышке знаком с феноменом моранмена.
Run Fatboy run
— Да.
— Мне нечего сказать, я просто захотел тебя прервать.
Помимо исполнения главных ролей, например, в музыкальном и сентиментальном фильме «Актеры», Дилан никогда не гнушался ролями второстепенными, особенно в паре с еще одним ирландским комиком Саймоном Пеггом. Невозможно представить такие комедии, как «Беги, толстяк, беги» или «Зомби по имени Шон» без участия этого взъерошенного социопата. Вообще, можно допустить смелую догадку, что именно Моран во многом повлиял на взращивание культа социопатии в мире кинематографа, ведь именно после Black Books, появились образы Шелдона Купера и Шерлока, сыгранного Бенедиктом Камбербетчем.
Не радуя фанатов постоянным изобилием ролей, мистер Моран все же регулярно принимает участие в новых авторских проектах. Одно из последних его творений — роль в драме «Голгофа», да и новый тур под названием Off the Hook стартует уже с февраля 2015 года. Можно ожидать визит и в Россию, Дилан здесь выступал уже несколько раз и всегда возвращался с новыми шутками и со значительно пополненным запасом русских слов, чем неизменно приводил публику в полнейший восторг. Вообще, между Мораном и Россией сложилась мистическая и очень прочная связь, о чем, вероятно, стоит поговорить подробней.
Backto USSR
Секрет Морана в России прост: здесь всегда любили «лишнего человека», воспетого еще в стихах Лермонтова. И вот он, новый герой XXI века, осовремененный Обломов с чертами Печорина. Опять же, притчей во языцех стала мысль о невероятной схожести русского и ирландского менталитетов, возможно, именно это стало причиной такой крепкой взаимной любви Дилана и российских поклонников стендапа. Так или иначе, но именно после первого приезда Морана в Россию повсеместно стали открываться comedy clubs (те самые, настоящие) с рубрикой «открытый микрофон», позволяющей проявить себя каждому желающему.
И теперь на просторах бескрайнего Российского государства, действительно, стали появляться достойные ребята, которые в своих шутках стараются опираться не на сомнительный стиль «Аншлага» и порядком надоевшего «КВН», а на старую школу комиков мирового уровня, среди которых, разумеется, особняком стоит мистер Дилан Моран. С забавными и слегка психоделичными рисунками, сопровождающими каждое его выступление. С трехдневной щетиной и взъерошенными непослушными волосами. С неизменной звонкой блюзовой композицией. С обязательным коротким возвращением на сцену после официального прощания. По-прежнему застенчивый, искрометный, циничный и безгранично очаровательный.