Два года назад пара сотен человек в верхней одежде и бахилах разместилась в небольшом парижском бассейне, чтобы посмотреть показ зимней коллекции Jacquemus. В прошлый раз дизайнер пригласил гостей в зал игровых автоматов. Погружая публику в атмосферу детства и транслируя идеи инфантилизма, молодой дизайнер обратил на себя взоры модной общественности. Французский Vanity Fair окрестил его вундеркиндом, а модные блоггеры — редкой рыбой в море моды.
Симон Порт Жакмю родился в небольшом городе на юге Франции. В 18 лет он поступил в старейшую школу моды ESMOD, основанную в Париже в середине XIX века портным французской императрицы Марии-Евгении. Вскоре молодому человеку пришлось прервать обучение из-за смерти матери. Но он решил не откладывать в долгий ящик воплощение своей мечты и создал марку одежды, посвященную женской половине его семьи.
Симон Порт Жакмю
Через четыре года Жакмю впервые показал свою коллекцию на парижской неделе моды. Это сразу выделило его среди молодых дизайнеров — практически никому в таком возрасте не удается сделать полноценное шоу. В основном начинающие дизайнеры только представляют коллекцию своей одежды в шоу-румах. При этом Симон не позиционировал свой бренд как коммерческий и занимался всем сам — от разработки логотипа до продвижения марки. У него был хороший опыт, параллельно с запуском собственной линии Жакмю все еще работал ассистентом отдела продаж в Comme des Garcons.
Jacquemus Fall 2014 Ready-to-Wear
В первых коллекциях Jacquemus было множество отсылок к Франции девяностых, времени молодости мамы дизайнера и его собственного детства. По его признанию, интерес к моде в нем пробудила телепередача про Жана-Поля Готье. И благодаря ностальгии по детству в коллекциях Жакмю присутствует обилие укороченных топов и юбок и мужских силуэтов с широкими плечами. От папы дизайнер унаследовал другое золотое правило — быть простым. В итоге аллюзии к прошлому разбавлены актуальным сегодня минимализмом и приправлены французской иронией — Жакмю играет с кроем, цветом, геометрией и объемными деталями.
Jacquemus Fall 2014 Ready-to-Wear
Чтобы воссоздать атмосферу девяностых в своих рекламных кампаниях, дизайнер предложил сотрудничество французскому фотографу Бертрану Ле Плауару, снимавшему для Vice, Dazed and Confused и Grazia. Вместе они делают короткие фильмы, в которых под мировые хиты вроде Sweet Dreams от La Bouche (1996) героини гуляют по улицам и пляжам, едят мороженое и звонят подругам рассказать, что, кажется, влюблены. Песня и клип французской певицы и актрисы Изабель Аджани Pull Marine (1984) про любовь, синий свитер и бассейн и вовсе вдохновили Жакмю на отдельную коллекцию. Отсюда родилась идея показать коллекцию с топами Pull Marine в парижском бассейне.
Снимки Бертрана ле Плауара для Jacquemus
Jacquemus fall, winter 2013
Жакмю считает, что делать супермодные вещи, — это скучно. А коммерческую моду и вовсе обвиняет в искажении образа современной девушки, поэтому его героини не скрывают эмоций, ходят с распущенными волосами, не носят макияжа и украшений. Ведут себя так, как будто их никто не видит: играют в классики, крутят кудри пальцами и лепят сердца из пластилина. Своеобразной одой инфантилизму стал ролик к зимней коллекции 2014 года, названный La femme enfant («Женщина-ребенок»).
Инфантильны не только героини. Жакмю мечтает о собственном брендовом магазине, посреди которого будет стоять мороженщик, а клиентки смогут выбирать одежду, наслаждаясь сорбетом. Тему любимого десерта Жакмю обыграл в летней коллекции 2014 года, поместив его на платья-футболки и взяв за основу коллекции цвет клубничного мороженого.
Jacquemus Spring 2014 Ready-to-Wear
Помимо 20-летних клиенток, для которых Симон по сей день старается держать прежнюю ценовую политику, он завоевал любовь женщин в два раза старше. Несмотря на высказывания о собственной независимости от гигантов рынка, дважды финалист LVMH Prize не отказывается от сотрудничества с ними. Весной прошлого года он разработал для Lancôme сумочку. Это добавило бренду статуса и узнаваемости, а женской половине человечества уверенности, что инфантильности отныне можно не стесняться.
Сумка для Lancôme
В двух последних коллекциях Симон Порт Жакмю показал, что тема откровенного инфантилизма исчерпана и пришло время для нового осмысления идеи открытости и наивности. Любовь дизайнера к лаконичному крою привела его к постепенному переходу во «взрослую инфантильность», а именно к концептуализму. Его предпоследняя коллекция Pre-Fall 2015 не содержит привычных нежных пастельных оттенков. Теперь его героиня, как и клиентка, повзрослела и примерила темно-синий пиджак. При этом не перестала быть собой, не отказалась от «неправильного» кроя и неожиданных деталей. Она как будто говорит: «О’кей, я буду придерживаться дресс-кода». Но надевает рубашку-трансформер или пиджак асимметричного кроя, потому что знает, что теперь формально придраться к ней нельзя. Style.com написал, что теперь одежда Jacquemus серьезна, но по-прежнему не заставляет скучать.
Jacquemus Pre-Fall 2015
В последней коллекции Жакмю и вовсе ушел в сюрреализм: соединил старые ироничные приемы с игрой неоднородных фактур, а рваный детский крой приглушил спокойными цветами. Даже для финального выхода дизайнер сменил свой привычный total white на взрослый total black.
Jacquemus Fall 2015 Ready-to-Wear
Путь, по которому идет Жакмю, не противоречит его основному интересу — идее недетализированной одежды, которая не затмевает личность человека. В противовес Готье, который сказал, что клиент растет вместе с дизайнером, героиня Жакмю растет вместе с ним. Отныне дизайнер вдохновляется не поп-хитами. Для последней коллекции он черпал образы уже в художественных фильмах французского кинорежиссера Мишеля Гондри.