Камилла Клодель: жизнь, запечатленная в кадре

В ленте 1988 года Брюно Нюйттена рассказывается о начале творческого пути Камиллы Клодель, о ее отношениях с Роденом и о последних годах жизни Камиллы до ее помещения в психиатрическую лечебницу. В фильме роль Камиллы была отдана Изабель Аджани, Родена сыграл сорокалетний Жерар Депардье.

Camille Claudel

«Камилла Клодель», 1988

В молодости Камилла была независима и бесстрашна. Она не боялась одна ночью уйти из дома, чтобы раздобыть глину нужного сорта для новой скульптуры. Клодель тогда не столько искала в Родене наставника, сколько пыталась добиться его признания. И он это понимал, он видел, что у Камиллы уже выработался свой собственный стиль, что ее не надо ничему учить. Но признать в ней равного по силе и гениальности скульптора ему мешала гордыня.

Искусствоведы так и не пришли к согласию в споре о том, кто на кого оказал большее влияние: Роден на Клодель или Клодель на Родена. Судя по ленте Нюйттена, режиссеру представляется, что в творческом плане именно Роден в большей степени испытал влияние Камиллы. Неслучайно в фильме одна из ранних работ Клодель напоминает его знаменитого «Мыслителя».

Camille Claudel

Камилла Клодель 

Роден находит свое вдохновение в Камилле, она становится его музой, его натурщицей. Он создает серию её портретов, словно пытается скопировать ее. Но все, что он может, это вновь и вновь воспроизводить лишь ее внешность, душа Камиллы остается для него загадкой.

Любовь Родена обжигающе холодна. Казалось бы, чуткие руки скульптора не смогли уловить изменения в теле Клодель: они даже не почувствовали округлившийся живот любимой женщины. Их отношения опустошили Камиллу. Некогда молодую и гордую, амбициозную и целеустремленную девушку охватывает отчаянье, ее мучает мания преследования. Во всем она видит стремление Родена уничтожить ее.

Camille Claudel

Камилла Клодель «Зрелый возраст»

Если раньше Камилла радовалась тому, что Роден мог подписать ее работу, как Микеланджело подписывал лучшие скульптуры своих учеников, то теперь она обвиняет его в воровстве, судорожно пытается отвоевать свое «я», доказать свою независимость от Родена. Но ее усилия оборачиваются тем, что она тонет в безумном одиночестве и все больше отдаляется от людей. Поведение Клодель вызывает опасения, и 10 марта 1913 года родственники помещают Камиллу в психиатрическую лечебницу.

Camille Claudel

Камилла Клодель «Болтушки»

В 2013 году в прокат вышла картина Бруно Дюмона «Камилла Клодель, 1915». Ее можно назвать логическим продолжением ленты Нюйттена. В ней воспроизведено несколько дней из жизни Камиллы в психиатрической лечебнице. В основу фильма легла переписка Клодель с братом Полем и ее история болезни.

Вокруг правомерности госпитализации Камиллы ходило немало слухов. Многие сомневались в том, что она действительно потеряла рассудок. Бинош, сыгравшая в этом фильме скульптора, снимается вместе с непрофессиональными актерами, постояльцами лечебницы, поэтому разница между Клодель и ее окружением ощущается только острей. Но в то же время нельзя сказать, что ее героине удалось освободиться от мании преследования. Во всех своих несчастьях Камилла продолжает винить Родена. Она боится его, боится, что он попытается ее отравить. Этот страх не дает Клодель спокойно вздохнуть, она находится в постоянном напряжении.

Camille Claudel

«Камилла Клодель, 1915», 2013

В лечебнице Камилла обращается к Богу. После расставания с Роденом в ленте Нюйттена она спорит с братом Полем о том, нужен ли человеку Бог, чтобы обрести себя. Тогда Клодель была уверена, что ей никто не нужен, чтобы стать собой. Но в стенах психиатрической лечебницы у нее не остается никого, кроме Бога. В фильме Дюмона размышления ее брата о Боге и о своем месте в этом мире вызывают у его слушателя, монаха, улыбку. Отношение Камиллы к Богу и религии показано не столь однозначным, оно гораздо интимнее.

Camille Claudel

«Камилла Клодель, 1915», 2013

Отчаянье Камиллы доведено до предела, она окончательно сломлена, потребность в самореализации утихла. Кажется, что вдохновение ее покинуло, а творчество причиняет только мучение. Клодель мечтает лишь о том, чтобы выбраться из ада лечебницы. Камилла совсем забыла о сложных отношениях с матерью и хочет поселиться рядом с ней. Но ее мечтам не суждено сбыться. Она умирает в стенах больницы 19 октября 1943.

Приставка «ученица Родена» или «любовница Родена» крепко приклеена к имени Камиллы Клодель. Но жажда освободиться от цепей, связывающих ее с Роденом, к сожалению, только посмертно и только отчасти может быть утолена несколькими глотками — кадрами фильмов, завороженных ее судьбой.