Именно такие слова приветствуют посетителя сайта Музея невидимых искусств (Museum of Non-Visual Art – MONA), основанного в 2011 году нью-йоркским креативным дуэтом Praxis (Брейнард и Делия Кэрей) совместно с американским актером Джеймсом Франко и Валейо Гатнером, художественным руководителем галереи PS122 на Манхеттене.
В этом музее вниманию зрителя представлены не предметы искусства, а их идеи, о которых рассказывают сами авторы.
Желающий приобрести такую идею получает табличку с ее описанием и сертификат подлинности. Позже ее можно перепродать, предоставить в аренду самому музею на время выставки, либо же, как советуют сами авторы проекта, повесить на пустой стене большую рамку и рядом с ней прикрепить описание, чтобы каждый, используя свое воображение, мог получить удовольствие от шедевра.
Таким нестандартным образом авторы проекта хотят напомнить, что мы постоянно находимся в двух мирах: физическом, наполненном предметами, и духовном, наполненном идеями и мыслями.
Этот мир невидим, но от этого он не перестает быть реальным, и, более того, он продается. Цена экспонатов начинается со 100 долларов и доходит до 10 000. Именно за такую цену канадка Эйми Дэвисон приобрела работу, которая называется «Свежий воздух». Табличка с описанием, которую получила обладательница шедевра, гласила:
Объясняя свою покупку, Эйми Дэвисон сказала, что MONA полностью соответствует ее взгляду на современный мир, когда идеи, персональные качества и умения могут продаваться не хуже предметов.
Здание музея полностью соответствует духу проекта, существует его подробное описание даже с указанием конкретного места. Строительная площадка нового корпуса Музея Гуггенхайма находится в южной части Манхеттена, однако самого музея там не найти. Несмотря на это MONA провел уже целую серию выставок, используя, правда, помещения других художественных галерей США и Европы.
Посетители такой выставки могли не только прочитать описания шедевров, но и поучаствовать в их реализации. Так, например, в Лондоне была создана комната с невидимым лабиринтом. На полу были расположены инфракрасные датчики, которые передавали сигнал в наушники. Каждый раз, когда человек наталкивался на невидимую стену, наушники начинали вибрировать. По словам автора инсталляции, это должно символизировать работу художника, который в своей голове должен пройти такой невидимый лабиринт, прежде чем создаст что-то действительно стоящее.
Идея невидимого искусства, а тем более ее успешность, не может не изумлять. Данный проект не только наделал много шума, но и собрал значительную сумму в виде пожертвований. Создатели MONA по сути лишь довели до предела принципы концептуального искусства. Один из основателей этого направления Джозеф Кошут еще в 1960-х сказал, что искусство — это сила идеи, а не материала.
Можно смеяться и называть этот проект мошенничеством. Можно восхищаться глубиной концепции и платить огромные деньги. Но одно ясно наверняка: человеку без воображения на выставке такого музея делать, пожалуй, будет нечего.