Бомбить систему: стрит-арт Тимофея Ради

Тимофей Радя — один из ярчайших представителей российского стрит-арта. За этим екатеринбургским художником успело закрепиться прозвище «уральского Бэнкси». Его яркие, порой дерзкие проекты сегодня узнают не только в России, но и за ее пределами. На его счету уже есть почетное четвертое место в рейтинге перспективных российских художников по версии издания The Art Newspaper Russia, престижная премия Сергея Курехина за достижения в области современного искусства, награда арт-ярмарки Cutlog в Нью-Йорке, а также приз фонда Stella Art Foundation, присужденный на Всероссийском конкурсе «Инновация».

timofey-radya

Некоторые работы Ради остро злободневны. Например, обличительные, полные сарказма проекты по случаю последних парламентских (декабрь 2011) и президентских выборов (март 2012). Или же составленная из щитов ОМОНа цирковая пирамида под названием «Фигура #1: Стабильность». На ее создание художника вдохновили события на Болотной площади. Радя с единомышленниками смонтировали инсталляцию через год после демонстраций в Москве. Посреди заснеженного поля они постелили красную ковровую дорожку, которая вела к пирамиде, увенчанной троном. Здесь все символично: огромное пространство как метафора России, намек на цирковые реалии и, конечно, трон со щитами — авторская оценка происходящего в стране. Спустя какое-то время эта аллегория на шаткую власть разлетелась, как карточный домик.

Вообще-то, Радя не гоняется за актуальностью и сенсациями. Но уж если событие зацепило, то он не может не реагировать и предпочитает высказаться. Так случилось и с очередным его проектом «Фигура #2: Игра». Этот перформанс художник посвятил Олимпийским играм в Сочи. Он использовал пять больших металлических колец, в которые было вставлено огромное количество цветных бумажек весом на 300 кг. При помощи кранов команда Ради подняла конструкцию над землей на несколько метров, а подведенный к ней сжатый воздух моментально выдул из нее все конфетти, оказавшееся не чем иным, как копиями пятитысячных купюр. Их общая сумма составила два миллиарда. Вот вам и деньги на ветер!

прпопп

Особое место в творчестве художника занимает тема Великой Отечественной войны. Долгое время одна из работ военной серии — большой коллаж «Знамя Победы над Рейхстагом» — украшала стену Свердловского областного краеведческого музея. Радя составил изображение из множества фотографий военных лет. Некоторое время спустя он использовал снимки героев войны в своем знаменитом проекте «Вечный огонь». Для воплощения замысла художник выбрал заброшенный госпиталь, который в годы Великой Отечественной принимал раненых. Здесь Тимофей разместил портреты четырех уральских и двух неизвестных солдат, нарисованные открытым огнем. Сначала Радя перенес снимки военных на основу, к которой прикрепил бинты, а затем поджег ее. Различная плотность ткани дала разные тона рисунка. Как вспоминает сам автор, вечный огонь длился всего несколько минут.

timofey-radya
timofey-radya

Радя — моралист и остряк. Его работы бомбят систему, недвусмысленно намекая на ее изъяны. То художник выбьет текст конституции о гражданских правах и свободах на щите ОМОНа, то под рекламой мужского интим-салона подпишет «ЖЕНА ДОМА ЖДЕТ», то баннер «Скоро открытие филиала банка» заменит на «Скоро открытие антиматерии». Не в бровь, а в глаз!

timofey-radya

Осенью 2013 года Тимофей Радя попал в список журнала Forbes «Самые перспективные молодые художники России». Наверно, трудно найти человека из этого рейтинга, чей образ настолько резко контрастировал бы с имиджем журнала. Радя, человек-загадка от екатеринбургского стрит-арта, продолжает держаться в тени, на фотографиях закрывать лицо и относиться к своим достижениям спокойно, по-философски. Оно и не удивительно! За его плечами философский факультет тогда еще Уральского государственного университета (нынешнего УрФУ). Как признается художник, его работы — это попытка ответить на те вопросы, которые возникли в нем под влиянием образования.

timofey-radya

Один из проектов Тимофея называется «Улучшения на районе». Все творчество Ради можно было бы озаглавить именно так с той лишь оговоркой, что улучшает он не район, а целый город. В урбанистическом пейзаже грязного шумного Екатеринбурга стрит-арт имеет особую ценность. Ведь одно дело уличное искусство в какой-нибудь облюбованной художниками европейской столице, а совсем другое — в рядовом сером городе с уделанными подъездами и облупленными фасадами. В своем блоге Радя писал о том, как мало в Екатеринбурге красивых домов и как много кричащей ненужной рекламы, которой пытаются припудрить плохо сделанные дороги, тротуары и ограждения. «Надо много работать, улучшать район и город. Когда это делают жители – получается уют», – говорит он.

Пример совместного труда художника и горожан – проект абажуров на фонарях возле екатеринбургского Театра оперы и балета. Радя установил их в трескучий уральский мороз, и улица сразу стала казаться теплее и уютнее. Впоследствии горадминистрация решила, что абажуры не вписываются в архитектурный ансамбль площади и к тому же могут упасть и травмировать прохожих, и предписала их демонтировать. Такой ход вызвал сильное недовольство горожан, после чего в мэрию стали поступать письма с просьбой оставить фонарики. Гражданская активность приятно удивила художника, и, вопреки мнению властей, Радя вновь порадовал екатеринбуржцев абажурами следующей зимой.

timofey-radya

Художник спокойно относится к недолговечности своих проектов. Более того, он видит особую ценность в том, что не сегодня-завтра его творение могут сорвать, заклеить или закрасить. Пусть арт-объект провесит даже один день, он по-настоящему живой в отличие от пылящихся в музеях экспонатов. Если работа исчезает, значит, что-то изменилось, рассуждает Радя. Ну а перемены — они к лучшему.