Ким Ки Дук создал особое движение в кино «Противоречивое и уникальное». Все его творчество пропитано корейским духом и азиатской загадочностью, а также буддистской религией и философией. Большинство фильмов о «немой» любви, его героям не нужны слова для выражения чувств. Он сам пишет сценарии для своих фильмов, щедро наполняя их лично пережитыми эмоциями, соединяя поэтичность и жесткость. Разные факты его биографии нашли отражение в творчестве.
Он родился в 1960 году, с детства увлекался живописью. Пять лет отслужил в морской пехоте Южной Кореи и еще два года провел в буддистском храме, намереваясь стать священником. Но все же выбирает занятия творчеством и едет в Париж, учиться изобразительным искусствам. Он путешествует, рисует масляными красками, выставляет картины, как художник. В будущем, именно работа живописца поможет создать неповторимый и красивый визуальный стиль в кинорежиссуре.
В кинематограф он переходит в 1996 году, решив, что кино удобнее живописи для выражения своих мыслей. Он начинает с низкобюджетных картин, привлекающих внимание внутри Кореи, понемногу просачивающихся в Европу. Уже третий фильм, «Отель «Птичья клетка», принимает участие в Берлинском Кинофестивале.
Первое международное признание получает фильм «Остров». В нем Ким Ки Дук вытачивает свой художественный подчерк. Он завораживает европейского зрителя, смешивая в один флакон романтику и насилие, используя его для большего драматичного эффекта. Порой шокируя зрителя, он рассказывает историю любви беглого преступника Хи Джина, скрывающегося от закона в «плавающем» домике, и немой девушке Хьюн Шик, смотрительницы поселка. Европейцы встречают фильм крайне неоднозначно, но запоминают имя режиссера.
Вдохновившись первым признанием, он начинает активно снимать еще, показывая через новые картины свое восприятие мира и жизненный опыт. «Реальный вымысел» — про работу уличным художником. «Адрес неизвестен» — остросоциальная драма о проблемах общества в корейской глубинке. «Плохой парень» — снова неоднозначная история «любви без слов». «Береговая охрана» — об отношениях Южной и Северной Кореи, одновременно воспоминания режиссера о службе в армии.
Ким Ки Дук набирается опыта и создает два своих шедевра. «Весна, Лето, Осень, Зима… и снова Весна» — передает религиозно-философские взгляды режиссера на природу и мироздание, показывает «круговорот» жизни. Место действия – плавающий монастырь посреди пруда. Каждый сезон в названии – период жизни человека. Весна – детство главного героя-сироты, попадание к монаху-отшельнику. Лето – юность, кружащая голову первая любовь. Осень – молодость, злая и горячая, потому трагичная. Зима – зрелость, раскаяние и искупление грехов. И снова весна – старость, появление юного ученика и начало истории новой жизни.
Вторая вершина – «Пустой дом», квинтэссенция главных черт творчества Ким Ки Дука. Поэтичная история отношений бродяги-мотоциклиста Тэ Сука, живущего в чужих домах, во время отсутствия хозяев, и несчастной потерянной девушке Сунн Ва, встреченной в одном из таких домов. Они путешествуют вместе, справляются с возникающими сложностями. Их отношения развиваются совершенно без слов, на фоне постоянных испытаний, но это их делает только ярче и выразительнее.
Сделав себе имя ведущего мирового режиссера и заполучив армию поклонников, Ким Ки Дук радует фанатов чередой неповторимых оригинальных фильмов, пользующихся стабильным международным признанием. «Натянутая тетива» — первая любовь девушки, способной предсказывать будущее по выстрелам из лука и молодого рыбака, между которыми стоит ее строгий приемный отец. «Время» — вдохновленный бумом пластической хирургии в Азии, Ким Ки-Дук снимает историю о том, как любовь изменяет людей. «Мечта» — про мистическую связь мужчины и женщины, вызванной их влечением к бывшим возлюбленным.
Как казалось, дальнейшая карьера режиссера будет безоблачной, впереди только рост популярности и награды крупнейших мировых фестивалей. Но… На съемках «Мечты» происходит несчастный случай, едва не гибнет актриса Ли Наён, сыгравшая главную роль.
И вот, после продолжительной белой полосы в творчестве, Ким Ки Дук погружается в депрессию. По его словам, он начинает плохо находить общий язык с людьми, также решает пересмотреть свои взгляды на искусство.
Это приводит к тому, что на три года Ким Ки Дук просто исчезает. Он уходит жить отшельником в горную хижину. Там обитает в скудных условиях, ест простую еду, пьет кофе из собственноручно сделанной кофемашины. И раз за разом пересматривает свои фильмы, словно пытаясь найти в них выход из тупика.
После длительного периода отшельничества, Ким Ки Дук похоже теряет поэтическую жилку. Он меняет свое отношение к людям и кинематографу. Он выводит для себя две вещи:
Он представляет публике документальный фильм «Ариран» — хронику своей жизни отшельником. Помимо бытовых деталей, он много размышляет и рассуждает на камеру о творчестве и жизни.
Не заставило долго ждать и участие в фестивальных конкурсах. На Венецианский Кинофестиваль он привозит фильм «Пьета», вдохновленный скульптурой Микеланджело и почти целиком снятый на собственные деньги. Он побеждает. Впервые берет главный приз крупного кинофестиваля. И более того, это вообще первая победа фильма из Кореи.
В этом произведении уже совсем нет романтики, она словно умерла в сердце режиссера. Суровая история вымогателя Ли Кан До пропитана христианскими темами и мотивами, а общий тон повествования показывает весь беспросветный мрак в душе Ким Ки-Дука. Фильм расстроил многих поклонником мэтра и был неоднозначно принят общественностью..
Погружение в депрессию на этом не закончилось. Через год он привозит в Венецию экспериментальную ленту «Мебиус», в которой полностью отсутствуют диалоги. Из-за жестких сцен пытались запретить к показу в Южной Корее, но не смогли. Зато уже запретили новый фильм — триллер «Один на один».
Остается только надеяться, что в ближайшие годы Ким Ки Дук сумеет побороть депрессию, и тонкое художественное мировосприятие режиссера сделает новый поворот, и он снова начнет снимать светлые и вдохновляющие фильмы.
Автор: Астапов Михаил