МиксLook

Впавшие в детство

Наша история насчитывает около 2,5 млн лет. За это время человечество совершило невероятный скачок от точеного камня к микросхеме и полетам в космос, перебралось из землянок в небоскрёбы и научилось не только собирать ягоды, но и генно их модифицировать. Что же за это время осталось неизменным? Как это ни парадоксально — мы!

childhood

Сегодня ученым известно как минимум два парадокса человеческого развития. Первый заключается в том, что, будучи по своему строению, организации нервной системы и способам регуляции наиболее совершенным существом на планете, человек рождается самым неприспособленным для жизнедеятельности. У появившегося на свет человеческого детеныша нет почти ни одной готовой к функционированию системы. Так, котенку требуется пара недель для того, чтобы научиться самостоятельно передвигаться, жеребенок справляется за пару часов, а у человека на это уходит больше года (да и самостоятельным это передвижение назовешь с трудом). В попытке объяснить этот факт некоторые ученые даже выдвинули весьма спорную теорию о решающей роли прямохождения. Сомнительно, что излишняя сила гравитации заставляла нас рождаться чуть раньше положенного природой срока. Но очевидно другое: чем выше в разитии стоит живое существо, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении.

childhood

Второй парадокс человеческого развития еще более любопытен: несмотря на то, что в ходе истории материальная и духовная культура человечества многократно и непрерывно обогащалась, новорожденный человеческий детеныш практически не изменился. Трудно поверить, но Леонардо да Винчи, Декарт и последний нобелевский лауреат по экономике Жан Тироль в возрасте нескольких недель почти ничем не отличались от жившего в пещере тысячу лет назад неандертальца или кроманьонца.

Но на этом сходство заканчивается. Согласитесь, между наскальной живописью самого талантливого первобытного человека и ученическими чертежами первокурсника современного архитектурного университета лежит непреодолимая пропасть. Как же получается, что неизменно начиная с одного и того же старта, человечество с каждым столетием достигает все большего психического и интеллектуального развития?

childhood

Секрет кроется в периоде под названием детство. То, что произойдет с вами от момента рождения до полного вхождения в современный вам социум, определит, будете ли вы по уровню развития кроманьонцем или человеком XXI века.

Многие психологи считают, что границы гораздо уже: от 0 до 3 лет — ровно столько нам дано для того, чтобы преодолеть тысячелетия и оказаться в текущем столетии. Конечно, трех лет мало для того, чтобы стать полноценным членом общества, но именно эта часть детства ответственна за создание базы для дальнейшего развития. Насколько важен этот период в жизни человека, хорошо показывает всемирно известная история индийских девочек Амалы и Камалы. Воспитанные в младенчестве волками, они так и не смогли научиться элементарным интеллектуальным навыкам: речи, чтению и письму, навсегда оставшись по сути волчатами.

childhood

Итак, детство — продукт исторического развития человека. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Возрождения, научной революции или в наши дни. Да, первые три года важны, но если тысячу лет назад трехлетний ребенок становился уже практически полноправным членом своего общества, то сейчас в некоторых странах и 21 года мало для того, чтобы обрести все доступные права. Некоторые, ссылаясь на «Ромео и Джульетту» или «Гамлета», где героям нет еще и двадцати, а они вершат судьбы семей и государств, склонны утверждать, что современные дети просто безбожно избалованы и безответственны. Возможно, «баловства» стало больше, но дело в том, что оно жизненно необходимо.

childhood

Возьмем среднестатистического младенца эпохи примитивного скотоводства и земледелия. Уже в два года он ковыряет корешки, а в три — отправляется в поле следить за стадом. На практике это означает, что малыш встроен в производственную цепочку общества и, значит, полностью социализирован. Ему не требовалось распознавать условные знаки, начерченные на листе бумаги, что всуе называется чтением, или осваивать социальные роли врача, учителя, конструктора и так далее. Согласитесь, для того, чтобы прийти к пониманию, что такое абстрактное число, необходимо гораздо больше времени, чем для обучения маханию киркой. А уж чтобы начать зарабатывать свой хлеб самостоятельно, современному кроманьонцу необходимо пройти детсад, школу, в идеале институт и наработать стаж…

Чем в сумме мы как человечество умнее, тем больше времени каждому из нас в отдельности необходимо осваивать все возможные стороны жизни. А лучшая форма для такого освоения, конечно, игра. Поэтому, да, баловства больше, но без него не обойтись. Балуйтесь в свое удовольствие, говорят ученые, но с умом.

childhood

Словом, историческая сущность детства имеет корни не в биологической незрелости, а в том социальном статусе, наборе функций, которые общество предоставляет человеку на его начальном жизненном этапе. И многое тут зависит от того, к какому слою общества принадлежит дитя. В середине XIX века в просвещенной и высокоразвитой Англии дети из малоимущих семей начинали трудиться на фабриках с семи, а то и с пяти лет, продолжительность рабочего дня составляла для них 14–16 часов. Можно предположить, что, несмотря на принятую в 1989 году «Конвенцию о правах ребенка», в некоторых странах Азии или Африки ситуация для бедных слоев населения и их чад и сейчас слабо отличается.

childhood

Есть, конечно, и другая сторона медали — детство знатных людей уже на границе средневековья и нового времени опережало по своей изощренности многие достижения последующих веков. Французский демограф Филипп Ариес подробно описал детство Людовика XIII, пришедшееся на начало XVII века. В полтора года маленький Луи играл на скрипке и пел, в три года он освоил чтение, в четыре — письмо, в пять он играл с куклами и в карты, в шесть лет — в шахматы и в теннис. В семь лет в жизни Людовика произошли кардинальные изменения: детские забавы уступили место мужскому воспитанию, то есть монарх погрузился в охоту, стрельбу и азартные игры. Эти занятия он на равных разделял со взрослыми.

childhood

В целом же, установили ученые, вплоть до эпохи Просвещения детство считалось в жизни человека периодом малоценным и незначительным, что отчасти отражало демографическую ситуацию того времени с высоким уровнем детской смертности. Слово «ребенок» длительное время не имело точного значения, а в средневековой Германии и вовсе было синонимом ругательства «дурак». Тот же Ф. Ариес, взявшись изучать образы детей в европейском изобразительном искусстве, столкнулся с тем, что вплоть до XVII века нерелигиозные или неаллегорические детские портреты в принципе отсутствуют.

Если реальные младенцы и появлялись на картинах, то представляли собой ничто иное, как уменьшенные копии взрослых: ребенку того времени отказывали в индивидуальном строении и личностных чертах. С XVII века живописцы вслед за знатью открывают для себя детские портреты, а вместе с ними и новый недурной источник дохода: парадные изображения монархов в нежном возрасте становятся своеобразным must have при европейских дворах.

childhood

Отражение значимости детства в тот или иной исторический период мы находим не только в живописи, но и в сфере моды. Например, в эпоху Средневековья ребенка, как только он вырастал из пеленок, облачали в одежду, ничем не отличавшуюся от костюма взрослого. Специально предназначенная для детей одежда начинает появляться лишь в XVII веке. Но детский гардероб тех лет весьма скуден и состоит фактически из одного предмета — платьица, в которое равно наряжали как девочек, так и мальчиков. Кстати, эта традиция, одевать будущих мужчин в женское одеяние, сохранялась вплоть до начала XX века. Таким образом общество подчеркивало различие между мальчиком и зрелым мужчиной.

В целом можно выделить три правила, по которым жила детская мода до нашего времени: это уже упомянутая феминизация, а также использование в качестве детской одежды обычного взрослого костюма низшего сословия и отставание детской моды на одну-две эпохи от современности. Не очень-то уважительно к юным созданиям, не так ли. Современной ребятне повезло гораздо больше: уже из роддома при желании можно выписаться в костюме-тройке, специально пошитом на крохотное тельце. Обо всей огромной индустрии товаров для детей можно просто умолчать. Кажется, современные родители в своем усердии по закупке игрушек и одежек отрабатывают многовековое скупердяйство своих предков.

childhood

Характерно, что еще недавно проблема такого важного периода в жизни человека, как детство мало волновало исследователей и общество в целом. Впервые серьезный интерес к детству проснулся в конце XIX — начале XX века с появлением психоанализа и развитием теорий о влиянии раннего опыта на дальнейшее формирование человеческой личности (Фрейд, Адлер и их последователи). Классический психоаналитик более или менее успешно погружался в бессознательное взрослого и копался в его «детском» прошлом, находя в нем лишь тени поступков зрелого человека. Забраться же в голову самого ребенка, еще не успевшего обрасти слоями психических новообразований, не удавалось практически никому. Непосредственность детского восприятия нам, навсегда вышедшим из младенчества, практически недоступна.

Революционное открытие о детском мышлении принадлежит французу Пиаже. Начав изучать генезис интеллекта, причины и путь его формирования, он пришел к замечательному выводу, что у ребенка он не то чтобы отсутствует, но устроен принципиально другим образом. И главная черта этого «интеллекта» — тотальный эгоцентризм. Вовсе нет, дело не в том, что дети эгоисты (естественно, альтруизм — плод социализации, а до нее ребенку предстоит длинный путь). Эгоцентризм по Пиаже — принципиальная умственная позиция маленького человека, который просто не отделяет себя от окружающего мира и мир от себя и собственного восприятия. «Государство — это я», — говорят маленькие Людовики. Что это значит на практике? Ребенок убежден, например, что луна следует за ним во время прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда двигается он. Или что ветер рождается в ветвях деревьев, а большие вещи всегда тяжелее маленьких. Свое мгновенное восприятие малыш считает абсолютно истинным. Только постепенно ребенок начинает отделять субъект-себя от объекта и понимать, что луна существует не потому, что он ее видит, а сама по себе.

childhood

Не спешите снисходительно умиляться детской наивности: во-первых, вы тоже когда-то так мыслили, во-вторых, вы продолжаете это делать. Вам знакома эта глубокая внутренняя убежденность, что дождик пошел исключительно потому, что вы забыли зонтик дома? Но дело даже не в этом. Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися от детских суждениями о вещах. Самое время вспомнить Юнга, который описывал профессоров с учеными степенями и абсолютно примитивным поведением в области чувств: именно высокоинтеллектуально развитым людям свойственно связываться с сомнительными женщинами и путать корыстную ласку с любовью. Детский эгоцентризм — подарок из детства для каждого из нас там, где мы не сумели стать зрелыми и самостоятельными.