МиксLook

Видно выпала судьба в цирковом билете

С самого детства слово «цирк» ассоциируется у нас со словом "праздник". Воздушные гимнасты, клоуны, дрессированные животные, канатоходцы: артисты цирка, легко рискующие своей жизнью, часто здоровьем, вызывают у нас улыбку, восхищение, когда мы аплодируем им. От происходящего захватывает дух на мгновение, а потом, когда опустятся кулисы и погаснет последняя лампа, артисты устало сядут перед зеркалом и старый клоун машинально проведет рукой по щеке, стирая толстый слой грима, которого с годами надо все больше и больше, а воздушная гимнастка тихонько разбудит маленького сына, убаюканного громкой музыкой фанфар.

circus

Кто такие артисты цирка? Наш корреспондент побывал в цирке-шапито «Семь чудес света» и провел двадцать четыре часа среди артистов и обитателей циркового мира.

Жара. Кажется, даже воздух пропитан пылью. Где-то слышны обрывки фраз: «Быстрее, тащи, бери. Как все задолбало!». Уставшие рабочие,лоснящиеся от пота лениво перекликаются, давая указания:

— Сейчас можно уже поднимать? Блин, а если ветер? Унесет купол!

— Рискнем, а там видно будет!

В цирке-шапито работа начинается с самого утра – к вечеру нужно поднять саму палатку, разноцветный шатер, именуемый шапито. Рабочих немного всего семь человек, но работают они быстро, движения точные, почти заученные. Многие из них работают там полжизни. В цирк вообще каждый человек попадает по-разному,но цирковые считают,что если человек оказался здесь,то это не случайно. Судьба может сложиться совсем по-разному, здесь, как нигде, важно терпение и трудолюбие. Жизнь насчитывает множество примеров,когда из рабочих цирка, которые называются здесь униформой получались хорошие артисты. А может сложиться и наоборот, тут уж все зависит от желания развиваться. Цирк — закрытая система, а тем более цирк-шапито, тут не любят посторонних, поэтому на меня посматривают с недоверием, но постепенно, атмосфера теплеет. Униформа ставит на плитку старый чайник и с наслаждением моют руки, душа в передвижном цирке нет.

Рабочий Андрей В., 31 год

В цирк я попал совсем случайно, увидел объявление в интернете,что требуются рабочие руки ну и пошел. А там затянуло. В первое время был вообще в непонятках, как можно привыкнуть к такой жизни. Как собака ни Родины, ни флага. Сегодня один город, завтра другой. Сам я из Барнаула, если работаем, например, на Урале родных по полгода не вижу. Но это только поначалу. А потом даже понравилось. Где еще так мир можно посмотреть. Потом коллектив маленький у нас, цирк переезжает из города в город, но вообщем-то мы не переезжаем никуда, так как люди меняются в коллективе редко и постепенно из чужих, посторонних – становятся твоей второй семьей. Неудобств полно – отсутствие душа, туалет на улице, комнатки в вагончиках мизерные, как собственно и зарплаты,но что-то есть в цирке такое, от чего сложно отказаться…Атмосфера своя что ли. Тут как дома, я каждый гвоздь знаю в манеже. И люди с тобой каждый день бок о бок, начинаешь понимать соседа по комнате лучше родного брата. Так и живем!

circus

Рабочий Толик, 25 лет

Я в каждом городе собираюсь уходить, думаю, как все задолбало! С утра встанешь – все болит, потому что ночью били колы, ставили мачты, чтобы к утру шапито стояло. А потом как-то ребята подойдут, скажут – «Айда за пивом! Посидим!». И никуда неохота, берешь бутылку пивка и сидишь, например, у Белого моря. Ты была у Белого моря? Ну вот, видишь, я там два раза был с цирковыми нашими. Да и еще много где! Короче говоря, тому кто не жил здесь, не понять. Это другая планета!

Пока мы разговаривали с рабочими, изнуряющая жара сменилась прохладой вечера. И из циркового вагончика, который служит домом для артистов и униформы, выглянула стриженная мальчишеская голова. Ребенок с любопытством оглядел меня и протянул игрушечную машинку.

— Смотри какая! Это мама купила!

Вслед за мальчиком из вагона вышла сама мама мальчика Максима, воздушная гимнастка Елена Попова. Небольшого роста, но очень энергичная и улыбчивая, она смахнула с лица челку, постоянно падающую на глаза и смеясь, спросила:

— Он вам еще не надоел? Скучно ему, детишек кроме него нет!

Цирковые дети – это особенная страница в цирке. Порой очень драматичная и грустная. Дети ездят с родителями,пока не наступает возраст идти в школу, меняя города, а с ними детские садики и друзей. Чаще всего цирковые дети повторяют судьбу родителей,становясь артистами. Тому подтверждение – знаменитые цирковые династии. Но не всегда все зависит от желания самого ребенка, в этом случае цирковая профессия – больше, как неизбежность. А пока маленький Максим играет с самокатом рядом с вагончиком, где живут они с мамой. Вдвоем.

Елена Попова, воздушная гимнастка

В цирке я с самого детства, с сестрой мы работали много цирковых жанров. С шестнадцати лет стали самостоятельными и пахали, пахали, пахали. В цирке невозможно без физухи – это постоянные подкачки, тренировки. Мой номер чисто силовой – кор-де-парель! Это в переводе обозначает «опасный канат» — то есть понимаете, что ключевое слово здесь «опасность», чтобы эту опасность как-то минимизировать, нужно быть к ней готовым — а это только репетиции. То есть мой день начинается у балетного станка – это обязательно, если хочешь чтобы твои движения были красивыми, потом растяжка, без шпагатов гимнасту никуда, ну и плюс общая подкачка – и в конце прогон номера. Грубо говоря, мой номер заключается в лазании по вертикальному канату и выплнении разных трюков – обрывы, спуски. Номер тяжелый физически, но от работы получаю кайф! Это не объяснишь – взрыв адреналина!

Ребенка Лена воспитывает одна.

Почти пять лет назад мой муж, тоже воздушный гимнаст разбился, работая свой номер. Максима еще не было, я была на пятом месяце беременности. Как я это пережила говорить не буду – вам все равно не понять. Спасла по своему работа и Максим…Живу теперь ради него. Воздух не могу оставить, это вся моя жизнь. Эта работа учит рассчитывать только на себя, на свои силы, как я поступаю и в жизни.

Кристина Максимова, танцовщица на проволоке

circus

В цирк я пришла из балета. В один момент захотелось что-то поменять в жизни, и я уехала с цирком Запашного артисткой балета. Вместе со мной работал в этом коллективе потрясающий танцовщик на проволоке Сергей Шитов. Увидев один раз его номер, просто влюбилась в этот жанр. У балетного артиста свой срок годности, очень короткий век. В цирковом мире, если ты что-то из себя представляешь и умеешь – ты можешь работать, пока сохраняешь физическую форму. Почему-то я думала, что «Танцы на проволоке» — очень простой жанр, была уверена, что встану на проволоку и пробегу точно так же, как Сережа. Когда первый раз залезла, был дикий ужас – ты один на один с канатом, опоры нет, можешь рассчитывать только на свои руки, которые держат баланс. На подготовку номера ушел поти год – и это только базовые трюки. На самом деле, этот жанр делается гораздо дольше. Здесь нет границ, это как сочетание биологии и математики. Ты должен очень хорошо владеть своим телом и отключать страх и неувернность в себе. Конечно, были травмы, падения. Репетируя трюк однажды, пришла между ног. Каталась минут десять по полу, потом пришлось опять залезать на канат и повторять трюк заново. Это закон цирка! Иначе может появится страх, с которым ты можешь не совладать. Моя работа заключается еще в преодолении боли. Так как канат – это стальной трос, примерно диаметром в 12 мм, он очень режет ноги в буквальном смысле. Посмотрите ноги любого канатоходца или эквилибриста на проволоке – это синяки и набитые мозоли. Но ничего не может сравнится с ощущением, когда ты побеждаешь боль и страх и все-таки делаешь трюк, потом рождается уверенность в своих силах и хочется что-то делать еще, творить, репетировать, удивлять зрителя. Так как мы очень зависим именно от него. Недавно ко мне в манеже выбежала маленькая девочка,чтобы обнять меня. За это волшебное чувство хочется пахать часами. Обычно моя тренировка – два раза в день по два часа, балетный станок и подкачки. У цирковых почти все одинаково. Нового никто не выдумывает – хочешь добиться успеха – работай!

circus

Кристина пригласила меня зайти в цирковой вагончик, в котором живет она и ее муж Сергей, силовой жонглер, цирковой стаж которого без малого 30 лет. Цирковой вагончик внутри, как летний дачный домик – все просто: кровать, холодильник, у некоторых самодельный душ, множество шкафчиков и цирковой реквизит.

— У нас в кровати рядом с моей головой — канат, отношусь к нему, как к живому.

В вагончике очень чисто, как-то по-своему уютно. Тихонько колышется потертая занавеска, свежие цветы и много-много фотографий. А еще небольшой холодильник до отказа занавешен магнитами из разных городов.

— Это Кристинка чудит, — улыбается Сергей, — я тоже вот поддерживаю, коллекцию иногда дополняю.

Сергей Чужой, силовой жонглер

circus

В цирке я с 16 лет, помог, знаете случай: в школе не смог поднять гирю на соревнованиях, а на меня смотрела девочка, которая мне нравилась. Как-то эта ситуация и подтолкнула. Здоровье было не очень хорошее, одноклассники сейчас по прошествии времени удивляются – «Серега, ты что правда в цирке работаешь?», а уж когда узнают специальность, вообще поражаются. Недавно приехал домой и встретил одноклассника, тот попросил меня дать ему попробовать поднять гирю, которая случайно оказалась в моей машине. Так он с этой гирей и свалился. Я хохотал! На самом деле за каждым номером в цирке – тяжелый труд, сколько раз мне на ноги падал шар, вы себе не представляете! Сколько раз я нагибался за гирей? Сотни, тысячи …Сколько отбивал ноги, если случалось уронить шар, отбита шея, голова вся в шрамах. Поэтому ношу бороду и длинные волосы.

Цирк-это все-таки искусство удивлять. Поэтому нужно работать надо собой. Так же мой жанр предполагает хорошую физическую форму, поэтому соответственно – это тренажерные залы, качалки. В молодости я просто пропадал там! Да и сейчас вообщем-то провожу на тренировках не меньше времени! Но! Хочу вам сказать,что если не любишь свое занятие – это по-настоящему страшно и грустно. Есть цирковые, которые приходят в цирк не по призванию, а потому что некуда деваться, например, цирковые дети. Не всегда, но примеров, достаточно много.

circus

По образованию я режиссер цирка,закончил ГИТИС и помогаю артистам в постановке номеров. Был у меня один случай, парень вообщем-то пас коз где-то в деревне. Пришел затем в цирк в качестве рабочего, а потом подошел ко мне и попросил, мол, Серег, хочу очень цирковой номер…Не было данных у парня особо, но было большое желание сделать дело. Утром он вставал, делал свою основную работу, выставлял шапито, еще что-то там, а затем вечером репетировал воздушный номер на ремнях. Скажу вам, за три месяца мы вместе смогли выпустить его на манеж, как артиста. Сколько пришлось преодолеть, известно только ему и мне.

circus

Мерило успеха артиста – это его востребованность, есть работа- значит, успешен. Единственное, о чем жалею – что терял время – если вернуть тридцать лет назад, то занимался тем же самым, только более сконцентрировано. Когда тебе двадцать — кажется, что весь мир перед тобой,а когда тебе пятьдесят кажется, то место, которое должно быть перед тобой, оказывается позади. И как-то незаметно!

Леонид Ольховиков, клоун

Вообще-то раньше клоун Леня был жонглером на лошади. Это редкая и очень уважаемая в цирке профессия. Нужно поймать баланс на полном скаку, при этом жонглируя несколькими предметами.

circus

Потом Леонид Ольховиков превратился в клоуна Леню. Идут года, былая слава забывается, и остается только реальность в виде двух помятых клоунских костюма в гримерке цирка.

Чаще всего в лексиконе Лени мелькает слово «раньше», странно, но ни разу он ничего не сказал про профессию клоуна, которая в цирковом мире называется «коверный». Если он и оживляется, то только вспоминая, «как оно было раньше».

— Я мог с ходу вскочить на лошадь! Это вообще редко, кто делал! Да и сейчас не знаю даже, делают ли.

Заговаривая про его нынешнюю специальность, клоун Леня резко грустнеет.

— Да чего говорить! Работаем и работаем!

Много лет подряд в закромах цирка ездил рояль, с которым Леня собирался делать репризу. Да все как-то не до того было…Так и выкинули рояль в одном из необъятных уголков нашей страны.

Вечером клоун Леня поедет в ресторан или ночной клуб, собирать положительные эмоции . Дома его никто не ждет. Только выброшенный где-то рояль еще может дожидается своего «звездного часа», тихо умирая на какой-нибудь свалке.

Вечером после заключительного представления, артисты спешат к своим вагончикам, быстро снимут грим. Начинается переезд. Снимается купол, цирк-шапито едет в другой город.

 

Я машу им рукой.

***

Уже дома из кармана куртки случайно выпала маленькая игрушечная машинка.

Автор: Якименко Кристина