МиксLook

Вечные символы

«Все течет, все меняется», — говорил греческий философ Гераклит. Но не меняются те образы и символы, которыми мыслит человек. И не имеет значения, что сегодня он ездит на машине, летает в космос и в любой момент может пообщаться с друзьями, живущими на других континентах. Боги и герои живут в нем, даже если он их старается не замечать.

characters

Принято считать, что сегодня можно запросто отличить вымысел от реальности, ведь наука смогла провести грань между ними, а непрерывный прогресс сделал современного человека умнее и лучше его предшественников, веривших в присутствие потусторонних сил. Однако это очень спорное мнение: несмотря на открытия в области естественных наук, человечество продолжает мыслить образами и сюжетами, лежащими в основе мифологии древних народов. Восприятие окружающего мира преломляется через то, что выбивается за рамки стройных теорий и математических формул. Сказания древности более чем актуальны и служат ключом для понимания психологии современного человека.

Еще в XVIII веке в европейской культуре стали оживать давно забытые сюжеты, в которых силы природы вновь одели маски божеств и духов. Тоска по истокам никогда не оставляла человека, даже в эпоху торжества разума и науки. В своем подсознании он остается таким же дикарем, как и тысячи лет назад.

Например, он хочет верить в сверхлюдей, которые побеждают зло и устанавливают мир и гармонию в этом несовершенном мире. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к массовой культуре, в которой особое место занимают супергерои. Они настоящая реинкарнация персонажей древних эпосов, а подвиги, которые они совершают, по-настоящему космического, былинного масштаба. Герои древности сражались с чудовищами для того, чтобы спасти или даже создать мир. Их современные коллеги им мало чем уступают, а в чем-то даже и превосходят. Забавно, что даже между положением фигур и их пластикой на тысячелетних барельефах и на современных комиксах есть поразительное сходство.

characters

Это сюжет из шумеро-аккадского эпоса «Энума Элиш», битва бога Мардука и древнего космического чудовища Тиамат. В ход шли сети и волшебные стрелы. Суперспособность Мардука насылать на врага вихри. Победив в битве, он создал мир из частей тела чудовища.

characters

Всем известный персонаж комиксов Супермен, сражающийся со своим главным врагом Дарксайдом. Хотя он и не создавал мир, он защищает Землю от постоянных нашествий темных сил. По количеству суперспособностей, пожалуй, он будет покруче Мардука.

Сейчас мало кто читает комиксы, но Супермен, Капитан Америка, Бэтман, Человек-Паук и даже древнегерманский бог Тор (тоже ставший героем комиксов и анимации) перекочевали со страниц журналов в блокбастеры, собирающие миллионные бюджеты. Потребность в супергероях сохраняется из поколения в поколение.

Помимо прочего, вопреки многочисленным притязаниям музыкального искусства, архаические мотивы проросли даже сквозь такое прогрессивное и революционное направление, как рок. Сначала хиппи, а затем более поздние течения стали копировать внешность то ли раннехристианских общинников, то ли обитателей древней Европы, отращивая бороды и волосы и одевая на себя грубые одежды и странные украшения. В heavy metal исполнители стали и вовсе сознательно подражать героям нордических легенд.

characters

Культовая американская группа «Manowar», которая известна своими красивыми балладами и непомерным пафосом. Что характерно, себя они называют богами войны.

characters

Примерно так выглядели древние германцы. Кто бы мог подумать, что кто-то будет выступать в таком прикиде с ревущей электрогитарой под светом прожекторов на большой сцене и собирать толпы фанатов?

Еще одной удивительной чертой современной популярной культуры является распространенность бесполых образов. Казалось бы, трансгендерность — это черта исключительно современная. Но это не совсем так. Существо, сочетающее в себе признаки обоих полов или их не имеющее вовсе, присутствует во всех культурах древности. Несмотря на то, что в каждой из них оно носит разные имена и по-разному выглядит, везде андрогин (так называли это существо греки) символизирует совершенство. Он совершенен, потому что сочетает в себе оба противоположных начала и способен самостоятельно размножаться. Во многих мистических традициях достижение полноты и устранение противоречий есть путь к совершенству, и двуполое существо является одним из бесчисленных символов этого идеала. Даже в христианской традиции ангелы не имеют определенного пола. Присутствие андрогина в изобразительном и музыкальном искусстве имеет многообразные формы, которые будоражат воображение, вызывая у людей противоречивые чувства, от радикального отторжения до восхищения. В любом случае он никого не оставляет равнодушным.

characters

Алхимическое изображение андрогина. В алхимии андрогин был символом философского камня, способного превращать свинец в золото, который столетиями искали адепты этого удивительного учения. Но особо посвященные знали, что философский камень — это совершенство души.

characters

Собственно, он в представлении не нуждается. Его то ли женский, то ли детский голос известен всему миру, а сценический образ стал шаблоном для многих исполнителей, а не только для поп-музыки.

Прекрасно осознавая силу воздействия архетипов на сознание, работники рекламной индустрии не могут оставить их вне своего поля зрения. Далеко не все действия в обычной жизни совершаются осознанно. Выбор товара повседневного пользования часто происходит бессознательно. Этим пользуются создатели рекламных роликов и дизайнеры, от которых зависит спрос на товар. Архетип в сознательной жизни — это не только обращение к сокрытому бессознательному, но и игра на естественных ассоциациях потенциального потребителя. Грубо говоря, чтобы молочная продукция продавалась лучше, главным персонажем рекламного ролика сделали пожилую женщину, угощающую свою семью.

Старость ассоциируется с опытом и надежностью, которая не может быть присуща молодости, так как молодость предполагает отсутствие и того, и другого, и она есть сам процесс становления. У немецкого психолога Карла Густава Юнга одним из основных архетипов был старец, который выполняет роль наставника в сновидениях. К слову, его концепция во многом основана именно на подробном анализе мифологического наследия. Во всех традиционных обществах старик и старуха являются кладезем мудрости, авторитетом, которому дозволено давать советы молодым. Старость символизирует прошлое. Достаточно вспомнить трех сестер, которые присутствуют в греческих мифах в лице мойр или как норны в германской мифологии. Третья, самая старшая сестра, — это аллегория прошлого. А прошлое уже обозначает то, что проверено временем. Все, что дает старуха, надежно и качественно, а потому заслуживает доверия.

characters

Мойры, плетущие нити судьбы. Старуха в середине, она символизирует прошлое. Зрелая женщина справа — это образ настоящего. И молодая девушка с прялкой — будущее. Работа немецкого скульптора Иоганна Готфрида Шадова (1764–1850).

Важным действующим лицом множества рекламных роликов выступает семья. Несмотря на то, что ролики не обязательно напрямую согласуются по смысловому содержанию с товаром, который в них представлен, в них присутствует семья. Семья — это очередной символ завершенности, полноты и слияния, сродни андрогину. Во всех мифологических традициях именно брачный союз кладет начало заселению сотворенного мира. Слияние продлевает существование живого, а тем самым поддерживает гармонию всей Вселенной. Казалось бы, к чему все эти рассуждения о мифе, если семейное счастье — вполне бытовое явление? Дело в том, что весь быт человека пронизан мифологическими схемами и сюжетами. Вот, например, в рекламе семейную идиллию дополняют пакетом сока, будто являющимся одним из условий благополучия.

Политтехнологи тоже не могут обходить стороной мифологическое мышление масс. Вся пропаганда построена именно на нем. Народу всегда нужен спаситель, который якобы способен его избавить от насущных невзгод и привести к счастливому будущему. Этого спасителя он хочет видеть даже тогда, когда его нет. На этом и играют хитроумные имиджмейкеры. В древности существовало множество легенд о спящем или сокрытом спасителе народа, который должен вернуться в момент опасности. Германский король Карл Великий, спящий в горе Оденберг, или Перя-богатырь, заснувший в корнях дуба, из сказаний угорских народов, а также многие другие подобные персонажи мифов являются вечными хранителями своей земли, которым суждено восстановить справедливость и победить врагов. Даже невзрачные политики, не обладающие природной харизмой, подражают этим мифологическим героям, пытаясь говорить грозными голосами о самопожертвовании и чести, и жестикулировать, подобно древним вождям.

По сути, любая политическая идеология представляет собой «рецепт счастья» для страны и народа. Однако, как мы знаем, практика всегда не соответствует теории. Разница между лозунгами, обещаниями политиканов и их воплощением вот уже многие десятилетия людей не разочаровывает, и они продолжают верить все новым и новым посулам. Современное европейское и по своей сути атеистическое общество ничем не отличается от средневекового по стилю своего мышления. Средневековые люди верили в наступление Царствия Божьего, а наши современники — в победу свободы, равенства перед законом и в грядущее изобилие. Одни приближали свою мечту молитвой и соблюдением заповедей, другие пытаются ее обрести голосованием за достойных, на их взгляд, кандидатов.

characters

Здесь изображен Небесный Град Иерусалим. Именно туда хотят попасть истинные христиане. В нем нет греха и страдания, которые царят в Граде Земном, то есть в нашем мире.

characters

А вот аллегорическое выражение устремлений современного обывателя. Короче говоря, American Dream. Обратите внимание на слово dream.

Несмотря на смену исторических эпох, разрушение империй и государств, человек в корне остается таким же, каким был с момента своего появления. Мифы не ушли в пучину веков, но постоянно преследуют нас, мы живем ими и ими мыслим. Видимо, вряд ли стоит надеяться на радикальную перестройку сознания?