Стоп, это бессмысленно!

Монти Пайтон

Так долгое время существовал, процветал, а потом и вовсе стал культовым юмор комик-группы «Монти Пайтон». История создания комик-группы не является загадкой — есть и интервью, и фильмы, смотри — не хочу. Шестеро мужчин, пятеро англичан и один американец, творили новый жанр в развлекательном телевидении. Скетч-шоу к тому времени существовали, существовал и юмор абсурда, сатире и черному юмору так вообще сотни, даже тысячи лет. Казалось бы, все старо как мир, а вот им удалось «выстрелить», стать культовыми, создать нечто новое. Почему?

Потому что гладиолус

Пожалуй, да, такой ответ был бы вполне в духе пайтонов — логики нет, шутка есть. Рецепт успеха стар как мир: талант, везение, уверенность в успехе и здоровая доля самоиронии. Кроме того, некоторые пайтоны закончили Гарвард, кто-то был историком, один вообще американец… Все эти интересные личности слились в едином юмористическо-абсурдном порыве и стремлении показать что-то новое.

Monty-Python

Скетч-шоу

Телевизионное скетч-шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» все-таки было уникально. Участники решили пойти наперерез стандартам и делали все по-своему: минимум титров, максимум отборной отсебятины. По деятельности скетч-группы можно было хоть научную работу писать, по теме «Новые приемы в юморе». Новые приемы заключались как в звизуальном, так и в содержательном аспекте. Например, все заставки делал Терри Гиллиам, мастер гротеска и фантасмагории. Можно не без оснований предположить, что источником вдохновения служили разного рода стимулирующие препараты — отсюда яркие цвета и образы. Со временем у комик-группы появились свои якорные персонажи, которые возникали в самый неожиданный момент. Вот сидит милая бабуля, разглядывает фото: вот супруг, вот дети, а вот — испанская инквизиция, которая в тот же момент врывается в комнату. Потом испанская инквизиция настолько полюбилась пайтонам, что врывалась где и когда ни попадя. Похожая судьба ожидала рыцаря с курицей. В такие моменты уже даже перестаешь задавать вопросы, а просто принимаешь пайтонов как есть. Рыцарь любил лупить этой курицей участников скетча, после чего гордо удалялся. И таких вкраплений довольно много.

Черный английский юмор

Чернее черного английского юмора нет и быть не может. Они шутят над всем, даже самым святым, они будут гомерически хохотать у могил родных и близких, подшучивать над инвалидами — так уж сложилось. Этой традиции свято следовали и пайтоны, их полнометражка «Житие Брайна» впитала в себя весь цинизм, недовольство религией, ее представителями и другими пикантными вещами. Ну как такое могло быть непопулярно? В этом есть доля человеческой психологии — тяга к запретам, желание попрать какие-то догмы, постулаты. С системой-то в одиночку не побороться, а вот от души посмеяться над какими-то «святыми» истинами или подумать, что все вокруг дурачки, всегда приятно. На этом частично и строился успех пайтонов, табу — штука привлекательная. Другая сторона — сами англичане, их выхолощенность, самовлюбленность, пафосный акцент и даже любовь к чаю, да-да, пайтоны даже это не обошли стороной. По элите так вообще прошлись железной поступью, «икона» англичан Оскар Уайлд представлен если не дурачком, то человеком явно недалеким. У нас так над Пушкиным, например, шутить не посмеют.

Monty-Python

Человеческий фактор

Конечно, важны сами люди. Даже не актерское мастерство и остроумие, этого было предостаточно, надо признать, а отношение к себе, их невероятная самоирония. Грэм Чемпен признался в своей любви к противоположному полу в одном шоу, чем сильно удивил других. «Ты же курил трубку и носил твидовый пиджак», — удивился признанию друга Джон Клиз. Но это не признак! Самоирония Чепмена была в том, что он не брезговал нацепить глупый женский костюм и парик: колготки в сеточку, красная обтягивающая юбка, парик и яркий макияж…

Monty-Python

Хм, уж не этим ли скетчем вдохновлялась Леди Гага? Вообще, все «цепляли» женские вещи, но менее соблазнительные, надо признать. Терри Гиллиам всегда был любителем скорчить «рожу», выдвинуть подбородок, сделать свое и без того не самое интеллигентное лицо еще более угрожающим. И такие забавные черты были у всех, но это ерунда. Их уникальность проявилась в отношении к жизни и смерти.

Monty-Python

Экс-попугай

Скетч про мертвого попугая должен войти в книгу «100 самых знаменитых телевизионных роликов». Там простодушный мужчина покупает мертвого попугая, которого продавец активно представляет вполне живым и активным. Но покупатель настаивает, что это уже экс-попугай, отправившийся в мир иной. А теперь представим другую ситуацию: похороны Грема Чепмена, мужчина в самом расцвете сил ушел из жизни. Во всем мире это стало бы причиной траура, но не в Англии, и тем более не для пайтонов, в очередной раз их черный юмор продемонстрировал всю свою силу. Стоя у кафедры Джон Клиз начинает зачитывать монолог покупателя из скетча про мертвого попугая, заменив птицу на Чепмена. В этот момент все догмы в мире хрустнули и обвалились куда-то в пропасть. Поначалу это кажется шокирующим, очень холодным, зато потом жизнь открывается с новой стороны. Прожить жизнь с улыбкой, пусть даже порой озлобленной, слечь в могилу с улыбкой, да еще и на похоронах стать причиной улыбок других. Это ли не чудо? С такой стороны все выглядит совершенно иначе, это уже не черный юмор, это другой взгляд на мир, взгляд через призму юмора, самоиронии. Знаете, это дар. Ах да, если верить всяким источникам, то еще Клиз впервые на английских похоронах произнес слова «fuck» и «shit». Ну, не душка ли?

Monty-Python

Всегда смотри на светлую сторону жизни

«Always look on the bright side of life», — спели когда-то пайтоны. В этом и заключается их юмор. Да, порой жестокий, порой настолько черный, что хочется все вырубить и забыть навеки, но итог, можно сказать, просветляет.

В общем-то, в этой песне все отношение к миру и заключено, мол, жизнь-то, конечно, не очень веселая штука, но есть один важный момент — «Life’s a laugh and death’s a joke, it’s true», жизнь — это смех, а смерть — шутка.