Соционика: красивая теория или наука будущего

Соционика предполагает, что недостатков нет. Данная теория пробует себя на роль некоего архитектора человеческих империй. Зодчего, который уверяет, что существуют некие шаблоны мировоззрений. И именует эти макеты информационным метаболизмом, свойством, благодаря которому человек воспринимает информацию. Архитектор соционики имеет в рукаве несколько джокеров, которыми «бьет» любую критику, и, как бродячий продавец эликсиров, она активно распространяет свои концепции. В чем же гипнотическая сила постулатов соционики? Это возможность понять свои поступки с точки зрения определенного типа. То есть приложить целительный подорожник шаблона к пробелам в понимании как своей личности, так и личностей окружающих. Но можно ли залить в формочку обширную империю мировоззрения, которая выстроена по программе поведения человека в социуме?

Соционика, как изнеженная индийская рани, покоится на четырех признаках, предложенных Карлом Юнгом. Иначе они именуются дихотомиями. Эти покрывала, в которые обернута соционика, были сплетены стараниями Аушры Аугустинавичюте. Ткачиха выбрала самые прочные волокна из полотен исследований Юнга, вплела в них вязь размышлений Кемпинского и закончила отделку нитями своих измышлений. Насколько эти нити схожи с нитями Ариадны для современного человека? Или же они ведут в тупик, запутывая в клубки. Сама рани соционика — божество о 8 руках, где каждая обладает своими уникальными особенностями, своими характеристиками, достоинствами и недостатками. Так в чем же привлекательность? В том, что соционика предлагает такое разделение людей на типы, при котором каждый человек чувствует себя комфортно. И ключом к раскрытию каждого типа информационного метаболизма, выражаясь языком соционики, служит так называемая модель А, созданная А. Аугустинавичюте. Данный каскад предполагает, что психика человека функционирует с помощью 8 параметров. Но самая аппетитная изюминка здесь в том, что данные функции не могут быть одновременно сильными. Существует баланс.

socionika

Таким образом, человек с сильной сенсорикой (усиленным стремлением к психическому и физическому комфорту) не может быть одновременно интуитом. К примеру, вы любите работать по дому, не выносите поездок с одного места в другое, умеете и любите вкусно готовить. Предположительно, вы интровертный сенсорик. Но империя человеческого мировоззрения не состоит только из крепости и конюшни. То есть психика человека — материя тонкая, и ее нельзя, как на кальку, наложить на шаблон, предоставляемый на данный момент соционикой. Обобщенные понятия не вмещают в себя деталей и уж точно «не работают» с человеком индивидуально. То есть те особенности, которые выходят за пределы психотипа, в который человек хочет влезть, словно в костюм на пару размеров меньше, игнорируются. Либо же отправляются в корзину с названием «индивидуальное личностное наполнение», а остальные в папку «психософия» (явление, обитающее далеко за гранью науки).

Это и приводит к непризнанию богини официальной наукой. На соционических форумах можно вдоволь наглядеться на фразы: неважно, что наука не признает явление, главное, что оно работает. В моем окружении так много бальзаков (один из соционических типов, выделяющийся жгучим негативизмом, деловой логикой и интраверсией), что я чувствую себя как жук под увеличительным стеклом. То есть в соционику предполагается верить. А если ты «неверный», то сразу оклеймишь себя позором и ярлыком — деловой логик.

socionika

Итак, 8 функций, которые образуют психотипы:

  1. Деловая логика vs белая логика. Идея деловой логики состоит в разборчивости человека в материальном мире и поиске готовых решений. На деле же деловая логика — это маленькая черная точка на белом-белом покрывале структурной логики, которая, по словам социоников, позволяет видеть «суть». Но ведь за каждым поступком должна скрываться определенная суть. То есть ярый деловой логик живет по акульим законам, осуществляя только эффективные действия и веря исключительно догмам, отметая все как грибы после дождя растущие теории и концепции. Возникает вопрос, а не деловой логик ли вы часом? Они, по словам социоников, не любят активно мыслить о бытие, а ориентируются только на доказанные внешние факты.

Белая же логика позволяет проводить аналогии, активно мыслить, находить связи между явлениями и предметами. Белые логики — существа особого химического состава. Они входят в отдельную касту типов. Касту, которая может неоднозначно, непривычно интерпретировать явления. На самом деле, черная логика — это такая же белая логика, только со своим спектром применения. Если бы человек поставил свою логику на минимум, он бы долго не прожил в этом мире. Таким образом, в соционике предполагается, что деловая логика — это логика, направленная на то, как заработать капитал и установить критерии всего происходящего.

  1. Этика эмоций vs этика отношений. Один из постулатов гласит, что этика эмоций — это привилегия «веселых» типов информационного метаболизма. Этика отношений — существо консервативное и сужено до размеров инфузории-туфельки. Этика эмоций подразумевает открытость выражения своих чувств, наличие в эмоциональном спектре проявлений всех цветов радуги. По словам социоников, этика эмоций предполагает отсутствие эмоциональных барьеров и неприятие лицемерных порывов. То есть этик эмоций предпочитает не поддерживать отношения с людьми, которые не приносят позитивных эмоций.

socionika

По логике (черной? белой?) соционики, белый этик — это человек, сохраняющий отношения вопреки всему. Ему интересна именно интрига состояния в отношениях с людьми. Неважно, друг или враг. Любовь или ненависть. Главное — упор на отношения. А что такое отношения без эмоций? Ведь люди стараются проводить время с теми, кто дарит им эмоции. Любое взаимодействие с людьми вызывает чувства, и они не могут быть однообразными априори. Только в детской книжке с картинками есть злой король, который совершает одни и те же плохие поступки, и есть добрый отшельник, идущий по пути милосердия. То есть кровная вражда до конца и стопроцентное равнодушие на века — это хорошая тема для Голливуда, а никак не для жизни. Белых этиков интересуют отношения, эдакое аппетитное блюдо под соусами из традиций и приправами из моральных правил.

  1. Интуиция возможностей vs интуиция времени. Данные функции являются наиболее «загадочными» и вожделенными. Интуиция возможности предполагает, что следует из ее названия, видение многовариантности воплощения явлений (напоминает белую логику), возможностей людей и применение вещей несвойственными для них способами. То есть человек со слабой интуицией возможностей (в соционических кругах говорят — болевой) крайне небрежно относится к шансам, которые появляются благодаря обстоятельствам, переоценивает риски и, скорее всего, выглядит как Акакий Акакиевич, персонаж Н. В. Гоголя.

Интуиция времени выделяется социониками как отдельная субстанция. Приравнивается по консистенции к густому белому туману, в котором через каждые несколько метров открыты порталы в иные миры. Сильная интуиция времени предполагает, что человек буквально кончиками пальцев ощущает временные парадигмы, так сказать, живет в ногу со временем. Творчество белых интуитов — это мистические картины с упором на метаморфозы в пространстве и времени.

  1. Сенсорика ощущений vs силовая сенсорика. По словам Роберта Пирсинга, «мы черпаем горсть песка в безбрежной пустыне ощущений вокруг нас и называем ее миром». Человек с сильной белой сенсорикой обладает богатым «чувствованием», умеет различать сотни запахов, видеть миллиарды оттенков и твердо стоит на ногах. Соционики говорят об ощущениях тела и комфорта. Таким образом, белый сенсорик напоминает теплого кота, который обитает в мире ощущений и пытается любую обстановку сделать как можно уютней.

socionika

Силовая сенсорика — еще одна функция восприятия мира. Она предполагает наличие у человека силы воли, напора, настойчивости, властности и стремления к лидерству. То есть такой человек, заходя в комнату, сразу заполняет собой пространство, его становится «много». Силовая сенсорика — это стремление к благосостоянию, красивой жизни и спортивной фигуре.

Итак, это в теории, а на практике дела обстоят совсем по-другому. Красивые гипотезы и, казалось бы, непротиворечивая система терпят крах, потому что отходят от науки и движутся в сторону религии, в сторону субъективизма, то есть необходимости верить на слово. Чтобы действительно красивая сказка превратилась в быль не хватает:

  1. Серьезной экспериментальной выборки с использованием рационального подхода, а не только эмпирических наблюдений.
  2. Выведения определенных стандартов, методов, которые использует соционика при типировании, четкое определение объекта и предмета. Одной гипотезы недостаточно.
  3. Критического подхода, который должен исключить воздействие наивного реализма и его влияние на систему.
  4. Соционика без наполнителей и ГМО. Для «расширения» границ соционики часто используют неподтвержденные теории с мистическими названиями: психософия, темпористика и иные астрологии. Но дело в том, что одна чудная теория не может быть залатана другой, еще более чудной.

На данный момент соционика взяла на себя роль прикладной концепции, хотя является лишь красивым карандашным наброском на листе, который пытаются дорисовать в хаотичном порядке. Но этот авангардизм, возможно, вскоре сможет сломать границы привычных видений и стать наукой будущего, если будет мастерски упорядочен рационально.