Отношение к искусству всегда было неоднозначным и менялось в зависимости от времени. Например, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве не должно быть истинных художников. А знаменитый граф Лев Толстой, наоборот, утверждал, что только художники способны открыть волшебное в обыденном и возвратить вещам первозданную прелесть.
Но, если все же предположить, что художники – это Творцы, тогда спасет ли искусство мир? Естественно, спасет. «Нужно лишь больше требовать от жизни», – уверен американский скульптор Ра Паулетт (Ra Paulette). В свои почти семьдесят лет он занят необычным делом: обтесывает пещеры в американском штате Нью-Мексико. Благодаря его ловким рукам, скалистые и скучные норы из известняка превращаются в красивые залы – настоящие произведения искусства.
Каждый день на рассвете можно видеть, как Ра Паулетт увереннно шагает по дороге к свои детищам – пещерам. Из инструментов у него только кирка и тачка, а также недюжия доля фантазии.
«Приступая к работе, я, как танцор, не навязываю природе свое видение, я следую за структурой камня, его движением, созданным им заранее образом. Мне нравится называть это «танцем диггера», — говорит скульптор.
Но так было не всегда. Прежде, чем выбрать профессию «пещерокопателя», Паулетт прошел огонь, воду и медные трубы. Его с позором выгнали из колледжа за неуспеваемость, в армии дали от ворот поворот. Ра сменил не одну специальность. Был почтальоном, охранником, швейцаром и даже фермером. Судьба улыбнулась американцу, лишь когда тот стал подрабатывать экскаваторщиком. Ворочая огромные пласты земли, Пауллет понял, что хочет сотворить что-то красивое своими руками. Так появилось его первое произведение – пещера «Палата сердца» («Heart Chamber»). Новость о «райском» уголке под землей быстро облетела окрестности. Работа Пауллета мгновенно стала популярной. В день ажурные залы царства Аида посещали сотни человек. Однако людской интерес оказался губительным для природного камня. Красивые стены постепенно стали осыпаться, и в целях безопасности пещеру закрыли.
Но на тот момент имя Ра Пауллета уже не сходило с уст горожан. Ему начали поступать необычные заказы. Например, такие: «Сделайте, пожалуйста, для меня небольшую пещеру в египетском стиле». Пауллет не мог отказать клиентам. Но то ли они были слишком требовательны, то ли скульптор оказался весьма несговорчив и настаивал на своей точке зрения. В результате спрос иссяк, и американец отстался наедине со своими «каменными друзьями». Но сдаваться – не в характере Пауллета, и он решил творить самостоятельно.
Уже десять лет скульптор трудится над масштабным проектом, который называет не иначе, как «magnum opus» — делом всей жизни. Он уверен, что создает уникальное место, где каждый человек сможет ощутить себя наедине с землей, поразмыслить о собственной сущности.
Безусловно, копание пещер требует огромных физических усилий. Ра Паулетт, несмотря на свой преклонный возраст, прекрасно с этим справляется. Несколько раз скульптор, правда, пробовал нанимать рабочих, дабы ускорить процесс строительства. Но попытки не увенчались успехом. Американец уверен, что такому тонкому ремеслу обучить невозможно, работу нужно чувствовать нутром. Поэтому единственный помощник Ра Паулетта – его верный пес.
Скульптору удалось немало. Он создал 14-ть залов. Каждый из них имеет высокий в виде арки вход и ступени. Стены комнат покрыты всевозможными рисунками. Здесь и цветочные орнаменты, и животный мир, и водная стихия.
Каждый свой шаг Ра аккуратно фиксирует на пленку, а затем выкладывает информацию на собственный сайт, подробно описывая проделанную работу.
Проект Паулетта заитересовал и кино-индустрию. Режиссер Джеффри Карофф снял документальный фильм «Cave Digger». Джеффри долго изучал необычные пещеры, и понял: эти творения в духе Гауди достойны того, чтобы о них узнал весь мир.
http://cavediggerdocumentary.com/
сайт Ra Paulette:
http://racavedigger.com/racavedigger.com/Ra_Paulette_Home.html