МиксLook

Распутать петлю времени

«Время не течет, как река, в которую нельзя войти дважды, оно как расходящиеся по воде круги». Что подразумевает под собой понятие времени в кино, как и зачем создатели с ним играют, почему католическая церковь считает «День сурка» глубоко религиозным фильмом и что такое эффект бабочки и парадокс дедушки?

Что такое время в кино

Повествовательная структура любой истории – в кино или в книге – это способ организации времени в произведении. И это время, в отличие от нашей жизни, может течь задом наперед, параллельно и даже по кругу, конец может стать началом, и наоборот.

Если с линейным временем все понятно – события идут друг за другом, соединяясь нормальной, худо-бедно вменяемой причинно-следственной связью (такое кино больше всего любит массовый зритель, история рассказывается от пункта А до пункта Б и очень похожа на жизнь), то петли времени мы наоборот любим за их непохожесть на обычную жизнь и за путаницу, которую они вносят в любой, самый простой сюжет.

Легендарный кадр из «Зеркала» Андрея Тарковского – фильма, где время совсем нелинейно

Что такое петля времени

В широком смысле петля времени – это любой зацикленный отрезок времени. А еще это прием в фантастике, которому уже больше ста лет. За столетие петли времени разрослись до того, что стали делиться на разные типы и виды.

Первым появлением петли времени в литературе можно назвать рассказ с говорящим названием «Рождество каждый день», написанный за 101 год до «Дня сурка».

А за 46 лет до «Дня сурка» вышел первый «петлевременной» фильм «Повторное представление», мрачный нуар, где на Новый год героиня убивает своего мужа, снова и снова возвращаясь в этот вечер и постоянно оказываясь перед выбором: стрелять или же не стрелять?

Кадр из фильма «Повторное представление», 1947 г.

Классическая петля времени

Чтобы распутать механизм действия петель времени в кино, можно условно разделить их на две большие группы – классическую петлю и сложную причинно-следственную.

Классическая петля времени, или «петля сознания» – это как раз тот самый день сурка, когда герой, во-первых, прекрасно понимает, что попал в такую временную ловушку, во-вторых, никакого последствия этого сбоя из серии «Нужно срочно отправить в прошлое солдата, чтобы он стал отцом Джона Коннора и победил Терминатора» нет.

Еще одна интерпретация эффекта дня сурка – «Счастливого дня смерти», где героиня раз за разом переживает день своего рождения (и заодно день своего убийства)

Герой просто раз за разом проживает один и тот же отрезок своей жизни, пытаясь выйти из этого замкнутого круга: зачастую став порядочней и лучше, исправив какую-то ошибку или просто очень упорно действуя (когда у тебя столько попыток, можно по сути стать лучшим в любом деле).

Мораль историй о временных петлях такого типа обычно проста, но очень актуальна: необходимо менять себя, а не окружающий тебя мир.

Словосочетание день сурка давно превратилось из названия фильма в фигуру речи и вошло в нашу культуру и язык. Дошло до того, что «День сурка» одно время носил титул самого духовного фильма современности, а католическая церковь трактовала приключения героя Билла Мюррея как путешествие по Чистилищу.

«День сурка» переосмысливается и переснимается до сих пор: от новогодних комедий до ужастиков. Из новогодних наиболее извесны фильмы «Бесконечное рождество», «Рождество каждый день» и даже детский фильм «Элмо спасает Рождество» о приключениях героя Улицы Сезам.

Наследие «Дня сурка» в ужастиках это такие фильмы, как:

– «1408» по рассказу Стивена Кинга,

«Лимб» – своеобразный синтез «Дня сурка», «Других» и «Ужаса Амиттвиля»,

– незаслуженно малоизвестный «Треугольник» – где попадая во временную петлю, ты рискуешь снова и снова встречать там альтернативные версии самого себя,

«Счастливого дня смерти», «Матрица времени» и многие другие фильмы ужасов 1980-2017 годов.

Еще один фильм о петле времени и временном парадоксе – так и называется «Петля времени» (в оригинале Looper)

Своеобразным предшественником дня сурка является советский фильм 1987 года «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко, драмы в равной мере и о судьбе страны, и о конфликте поколений, неожиданно (особенно для далеких восьмидесятых) использующей в качестве двигателя сюжета одновременно и мотив путешествия во времени, и классическую временную петлю.

Зачастую временная петля в фильме используется не только для построения сюжета, но и находит себе нестандартные применения. Например, инопланетные захватчики – антагонисты фантастического фильма «Грань будущего» – используют петлю времени как оружие для вычисления идеальной тактики ведения боя.

Очень близко по замыслу к классической временной петле стоит вариативная структура повествования в кино: когда мы наблюдаем за несколькими вариациями судьбы героя или даже одного и того же отдельно взятого – и судьбоносного – события.

Самый знаменитый фильм из этой серии – «Беги Лола, беги» Тома Тыквера, самый первый – «Случай», классика польского кино Кшиштофа Кесьлевского. «Случай» делит судьбу героя на разные варианты, зависящие от того, успевает ли он запрыгнуть в вагон поезда или нет. Фактическим ремейком «Случая» можно назвать добрую и грустную мелодраму «Осторожно, двери закрываются» с Гвинет Пелтроу в главной роли и хитом группы Aqua «Only time» в качестве саундтрека.

Кадр из фильма «Осторожно, двери закрываются»

Причинно-следственная петля времени

Этот вариант значительно сложнее во всем – и в структуре драматургии, и для восприятия читателем или зрителем. Ведь здесь все основано на ломающих мозг парадоксах – события повторяются в последовательности и при этом они являются одновременно и  взаимо-причиной друг друга, и следствием.

Здесь же находится место таким парадоксам, как эффект бабочки и парадокс убийства дедушки. Если первое у всех на слуху, то парадокс убитого дедушки менее известен: впервые его применил в 1943 году классик французской научной фантастики Рене Баржавель.

Этот логический парадокс примерно о том, что если отправиться в прошлое и убить своего деда, то он никогда не встретит бабушку, следовательно, герой не родится.

Схема парадокса убитого дедушки

Кстати, этот парадокс – главный аргумент против возможности путешествий во времени в реальной жизни.

В философии подобный парадокс называется автоинфатицид, основывается он на возврате в прошлое и убийстве в детстве самого себя.

Сразу вспоминается бессмертный фильм Терри Гильяма «12 обезьян», основа сюжета которого как раз этот самый парадокс.

А самый первый фильм о причинно-следственном парадоксе петли времени (ремейком которого, кстати, косвенно и является фильм «12 обезьян») вышел в 1962 году и называется «Взлетная полоса». Фильм необычен во всем – от парадокса в основании сюжета, до его воплощения: фильм черно-белый, идет 28 минут и состоит из закадрового текста и фотографий.

Кадр из фильма «Взлетная полоса»

Фильмов, целиком основанных на причинно-следственной петле времени, огромное множество. Количеством их превосходят только фильмы, где петля используется частично, как неожиданный сюжетный поворот ближе к финалу: от «Гарри Поттера» (третья часть) до того же самого «Терминатора».

Например, так поступили создатели русско-американского фильма «Тайна перевала Дятлова», основанного одновременно и на реальной трагической истории пропажи группы Игоря Дятлова в горах Урала, и на городской легенде о пространственных экспериментах 50-х годов прошлого века, получившей название филадельфиский эсперимент.

Этот тип временной петли мрачнее, хэппи энд здесь фактически невозможен. Если в фильмах подобных «Дню сурка» герой может выбраться, изменив себя, здесь разрыв порочного круга возможен лишь через жертву. Обычно это смерть главного героя.

Яркий пример тому – культовый фильм Ричарда Кэлли «Донни Дарко», где главный герой чудом остается жив во время падения на его дом турбины самолета. Только живет он теперь во временной петле, и вместо него погибают его родные.

Страницы из книги «Философия путешествий во времени», написанной для фильма «Донни Дарко»

Режиссер фильма разработал свою теорию путешествий во времени, но в фильме ее разбору посвящено крайне мало времени. Для того, чтобы разобраться, что происходит, почему и отчего, можно посмотреть режиссерскую версию, которая длиннее на целых 40 минут

Но наибольшее свое распространение причинно-следственная временная петля получила в научной фантастике. Строго говоря, именно этот прием использован Куртом Воннегутом в «Бойне номер пять».

У воннегутовских тральфамадорианцев восприятие времени такое же нелинейное, как в оскароносном фильме Дени Вильнева (автора нашумевших «Пленниц» и нового «Бегущего по лезвию») – в «Прибытии» 2016 года.

Кадры из фильма «Прибытие»

И таких фильмов очень много – от классики 60-х «Планета обезъян» и ее пяти продолжений до «Интерстеллера» Кристофера Нолана.

Чем больше причинно-следственных цепочек в петле времени, тем больше парадоксов, причем таких, что можно не только убить своего дедушку, но и стать, например, одновременно и собственным убийцей, и собственным отцом.

Пожалуй, дальше всех в этом зашел классик научной фантастики Роберт Ханлайн, который помимо всем известного «Звездного десанта» написал мало кому известный рассказ «Все вы, зомби». Экранизация этого рассказа – фильм «Патруль времени» с Итаном Хоуком в главной роли – так же незаслуженно обделен вниманием, как и его литературная основа.

Кадр из фильма «Патруль времени»

«Патруль времени» можно смело назвать самым «мозговыносящим» из всей подборки, так как фактически все персонажи произведения один и тот же человек.

На протяжении многих десятилетий фантастика и в кино, и в литературе остается одним из самых востребованных жанров, и перемещения во времени занимают в нем почетное место. Настолько, что существует отдельный жанр внутри жанра – темпоральная фантастика, или хронофантастика. И понятие времени в этих произведениях представлено так, что стоит «найти время» их почитать и посмотреть!

Бонус: книга «Философия путешествий во времени» из фильма «Донни Дарко» онлайн https://donnie.ru/philosophy_of_time_travel/