Однако есть категория людей, которым нет дела до большинства. Им непременно хочется понять, где начало нашего пути и в чем его смысл…
В основе каждой из когда-либо существовавших человеческих культур лежит миф о некоем месте, где царит мир и покой, растут небывалой красоты деревья, гуляют диковинные ручные животные и птицы, но самое главное, — там живут ласковые древние боги. Мы ассоциируем это место с нашим потерянным домом, а поиск смысла жизни оборачивается поиском дороги обратно.
Мистический Тибет – крыша мира, где, согласно древним верованиям, расположен вход в страну Шамбалу – место обитания богов, рай на земле… Занимает территорию, сравнимую с размерами западной Европы, с Юга охраняется вершинами Гималаев, с Востока –непроходимыми ущельями. Столица этой страны – город Лхаса, что в переводе с тибетского означает «Обитель богов».
Мальчик. Работа тибетского художника
В этих своеобразных природных условиях сформировалась уникальная тибетская культура. Каждый путник непременно отметит, насколько бедны природа и быт Тибета и насколько богат внутренний мир жителей этой страны. Духовность здесь ощущается как некая плотная субстанция. Кажется, что все вокруг погружено в медитацию. Эта сторона бытия настолько важна для тибетцев, что вплоть до середины прошлого века 85% бюджета страны уходило на содержание монастырей, в которых находилось всего 10% ее жителей. Примечательно, что даже сегодня большинство тибетцев остаются безграмотными, однако это не мешает им быть очень и очень религиозными (здесь распространен тибетский ламаизм, который представляет собой смесь буддизма и традиционных языческих верований). Вблизи монастырей или других священных мест можно увидеть довольно своеобразные сооружения: ряды металлических цилиндров, на которые нанесены тексты мантр. Например, известная нам «Ом мани падме хум». Вращение этих цилиндров позволяет тибетцам, которые не владеют грамотой, возносить молитвы на небеса. Кроме того, каждый житель Тибета имеет у себя индивидуальный молитвенный барабанчик, который, направляясь куда бы то ни было, принято вращать в руке.
Тибетская женщина, вращающая молитвенные барабанчики
Монахи монастыря Сэра, участвующие в философских диспутах
Еще один удивительный факт: в XVII веке ответственность за управление государством перешла к монастырям, а понятный нам институт наследственных династий сменился институтом «перерождения». Так, политическим и духовным правителем Тибета является Далай-лама (что означает Океан Мудрости), согласно здешним верованиям Далай-лама является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (Будды сострадания), который поклялся снова и снова воплощаться на земле Тибета, чтобы наставлять и оберегать свой народ. Вторая по величине фигура Панчен-лама – воплощение бодхисаттвы Амитабхи (Будды мудрости). Эти лидеры принимали все значимые решения в жизни страны. Когда один из них временно прекращал свой земной путь, то второй участвовал в поисках и опознавании нового воплощения. Это довольно сложный и интересный ритуал: оракулы определяют примерное место рождения нового Далай-ламы или Панчен-ламы, и туда направляется своеобразная «комиссия», состоящая из монахов, знавших его святейшество в прежнем воплощении. Путешествие комиссии может быть довольно долгим, и когда ее участники находят мальчика, который, по их мнению, может быть новым правителем, они предлагают ему узнать среди множества вещей те, которые принадлежали Далай-ламе в прошлой жизни. После чего начинался долгий процесс обучения. В зависимости от того, кто в данный момент оказывается старше (Далай-лама или Панчен-лама), один из них становится учителем, а второй учеником.
Дворец Потала, резиденция Далай Лам. Г. Лхаса
Существование этой самобытной традиции передачи власти сегодня, к сожалению, находится под угрозой. Ныне живущий Далай-лама (XIV) вынужден был покинуть Тибет в 1959 году. Этот шаг связан с насильственным присоединением Тибета к территории Китая. Далай-лама XIV является, по сути, правителем в изгнании. Он живет в Индии, но ведет огромную работу по сохранению традиционной тибетской культуры. Кроме того, он много путешествует и занимается проповеднической деятельностью. В 1987 году он был удостоен Нобелевской премии мира за выдвижение политической программы под названием «Зона ахимсы» или «Зона мира», которая заключается в расширении «полностью демилитаризованной зоны ненасилия, которой он предлагает сделать сначала Тибет, до размеров земного шара».
Далай-лама XIV
Сегодня говорить о Тибете, не затрагивая вопросов политики, довольно сложно, но именно в сфере далекой от подобных земных вопросов располагается его таинственная сила и притягательность. До недавнего времени Тибет был закрыт для въезда иностранцев, что, само собой, только подогревало интерес к этой волшебной стране. Множество мифов (или не мифов?) привлекают сюда как отдельных паломников, так и целые исследовательские группы. Исследования, призванные развеять мистику этих мест, приводят к возникновению новых вопросов. Так, известный ученый-офтальмолог Эрнст Мулдашев утверждает, что именно на Тибете в начале времен жили прародители человечества. Представители этих древних рас (которые отличались исполинским ростом и экстравагантными чертами лица), согласно откровениям монахов, спят до поры в горном саркофаге Нанди…
Здесь же расположены таинственные и пугающие «Зеркала времени», местные жители утверждают, что они могут ускорять или замедлять его течение. Путешествующим в этих местах рассказывают историю о пропавшей экспедиции. В течение нескольких дней члены группы не выходили на связь, а когда их обнаружили, оказалось, что участники (молодые люди) постарели на несколько десятилетий. Рассказчики утверждают, что все горе-путешественники умерли в течение нескольких лет от старости…
«Зеркала времени»
А еще в Тибете есть озера с живой и мертвой водой (Манасаровар и Ракшас Тал), они расположены рядом и даже соединены перемычкой, в этом тибетцы видят хороший знак — символ единства «добра» и «зла».
Озера Манасаровар и Ракшас Тал
Однако главная драгоценность этих мест – гора Кайлас, священная для индуистов (они называют ее Меру) и буддистов. Кайлас — самая высокая гора Тибета. Каждая грань Кайласа имеет свое уникальное «лицо», свой характер, свою особенную энергетику. Высота горы до сих пор остаётся спорным вопросом: учёные расходятся во мнениях от 6638 до 6714 м.
От горы Кайлас берут начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала (Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали).
Вершина горы остаётся непокорённой. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер, получивший от китайских властей разрешение на восхождение, в последний момент отказался от этой затеи. В 2000 году испанская экспедиция установила базовый лагерь у подножия, но тысячи паломников встали на ее пути и не дали начать восхождение. В 2004 году экспедиция профессора Юрия Захарова поднялась на высоту свыше 6300 м по южному склону. По словам профессора, погодные условия и неопытность группы сделали невозможным дальнейшее путешествие…
Кайлас. Южное лицо пирамиды
Мы живем в удивительное время, когда скрытое, сакральное, запретное становится доступным для людей, в независимости от их этнической, религиозной или половой принадлежности. Нам доступны путешествия, виртуальные или реальные, в самые отдаленные уголки планеты, истории, культуры. Однажды посетивший этот волшебный край непременно захочет вернуться сюда снова. Есть поверье, что на Тибет не приходят случайные люди. Нужно непременно услышать зов. Как знать, может быть, сейчас, в этот самый момент он звучит для вас…