МиксLook

Принцип фальсификации царя Соломона

Долгое время истинным считалось то, что имело подтверждение в опыте. Такой тип удостоверения в истинности знания соответствует принципу верифицируемости. К примеру, утверждение «все лебеди — белые» считалось истинным, потому что все лебеди, которых видели, действительно были белые.

solomon

Видел я все дела, что делаются под солнцем,
и вот — всё это тщета и ловля ветра.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет
делаться, и нет ничего нового под солнцем…

Соломон. Экклезиаст

Однако со временем была осознана недостаточность процедуры верификации для утверждения истины. Сколько бы фактов, подтверждающих наше знание, мы не находили, мы никогда не застрахованы от встречи с фактом, опровергающим наше знание, что ставит под вопрос ценность опыта всех предшествующих находок.

Встреча с черным лебедем в Австралии обнаружила ложность распространённого в Европе утверждения «все лебеди — белые», считавшегося истинным много веков. И такую судьбу может разделить любое утверждение. В целях предотвращения этого европейские мыслители задумались над проблемой ограниченности опыта. Его неполнота не позволяет выносить полноценные и окончательные суждения о действительности.

Поэтому К. Р. Поппер предложил заменить дискредитировавший себя принцип верификации принципом фальсификации. Этот новый принцип предполагает не накопление подтверждений через расширение опыта, а наоборот, стремление найти такую контрольную ситуацию, в пределах которой утверждение о некотором факте может быть в принципе опровергнуто. Только после прохождения такой проверки утверждение можно считать совершенно и окончательно истинным.

solomon

Если посмотреть на историю мира в целом, то можно сказать, что 3,5 миллиарда лет, в продолжение которых совершалось зарождение и развитие жизни, так же были неполным опытом живого мира. На протяжении этого периода были распространены принципы верификации. Появление органического вещества стало эмпирической верификацией оптимальности этой формы организации химических элементов над неорганической формой, растений — над простейшими организмами, млекопитающих — над пресмыкающимися и т. д. В итоге все 5 царств природы стали верифицирующим свидетельством того факта, что материальные ресурсы и место под солнцем являются главным благом живого мира. Всё стремится к лучшей жизни на материальной основе — это утверждение есть движущая сила всего мирового процесса. Хитрость природы в том, что этот процесс протекает в условиях ограниченности ресурсов. И только это условие позволило ему состояться.

Борьба за существование и естественный отбор — это следствия скудости жизненных благ, которых на всех не хватит, поэтому выживает сильнейший! Факт совершенствования организмов в процессе борьбы за выживание — это верифицируемое свидетельство ценности природных благ и оправданности нескончаемой борьбы за обладание ими. В природе существует запрет на изобилие. Иначе не было бы жизни. В природе существует запрет на праздность. Только труд (физический, органический, хоть на клеточном уровне), нескончаемый труд — вот сущность природной жизни на проклятой за грехи Земле. Хитрость природы в том, чтобы всё безостановочно двигалось и куда-то спешило: рождалось, умирало, разлагалось и снова рождалось.

Борьба за существование, как неотъемлемое условие жизни, обязывает каждого вклиниться в этот процесс, а не смотреть на него со стороны, размышляя над его смыслом. Эта обязанность исключает возможность опровергнуть утверждения «всё стремится к лучшей жизни на материальной основе» и делает его нефальсифицируемым.

solomon

Но какие только природные и социальные мутации ни происходят в мире, исключая подвергшуюся им особь из нормального жизненного ритма. В результате одного из таких казусов (965 г. до н. э.) израильский царь Соломон оказался в противоестественных условиях жизни. Его премудрость, красота, несметные богатства и всемирная слава обесценили для него критерий совершенствования, 3,5 миллиарда лет управляющий жизнью на Земле. Всё живое от букашки до гиппопотама знает, к чему стремится, а Соломон не знал.

Царь Соломон — это первый в истории индивид, который был вынужден поставить вопрос о смысле жизни. Изобилие всего исключило израильского царя Соломона из нормального жизненного ритма. Нормальные люди готовы потратить всю жизнь, чтобы завладеть миллионной долей от того богатства, славы и власти, которые имел Соломон. И при этом они считают такую жизнь важной и имеющей смысл. Соломон не видел смысла во всех этих жизненных устремлениях нормальных людей. «Все суета сует. Все тщета и ловля ветра», — убедился он на собственном опыте.

История царя Соломона стала недостающим для полноты опыта живого мира явлением, которое позволило сделать утверждение о главной ценности этого мира фальсифицируемым. Но на благо всего живого критерий фальсификации имеет очень ограниченную область применения. Со времен царя Соломона подобные случаи не повторялись ни разу. И только благодаря этому всё живое продолжает жить по однажды заведенным законам, потому что всегда так было и будет, и нет ничего нового под Солнцем, как сказал Соломон.

solomon

Это высказывание великого мудреца и пророка актуально не только для современной ему архаической эпохи. Помимо основного сакрального звучания, премудрость Соломона может быть интерпретирована в терминах и понятиях современной науки. И в этом отношении пророчества древнего мудреца оказываются намного совершеннее размышлений современных ученых и философов над проблемой оптимальной организации человеческой жизни и человеческого общества.

Совсем недавно имели большое распространение взгляды французского философа Тейяра де Шардена на сущность эволюции вселенной. В своей концепции эволюции жизни французский мыслитель приоткрывает доступ к обозрению главной и заключительной стадии эволюции вселенной, на пороге которой стоит современный мир.

Как правило, неполный опыт человеческой цивилизации, который предваряет эту заключительную стадию, всегда принимался за полный и в своем качестве самоценный. Поэтому мало кто сомневался, что вся последующая история развития вида Homo sapiens будет проходить в направлении всё большего усовершенствования орудий труда и производственных технологий, всё большего увеличения комфорта и благосостояния. Однако, как настаивает Тейяр де Шарден, уже в учении Маркса содержались противоположные этому представлению идеи, которые были извращены и отвергнуты его сторонниками и последователями. Усовершенствование технологий и рост благосостояния изначально рассматривались лишь как средство избавления человека от природной необходимости вести борьбу за существование и посвящать себя воспроизводству условий и предпосылок своей же собственной жизни. Такой образ существования характерен для животного мира. Здесь он является нормой. В противоположность этому назначение человека в том, чтобы реализовать во вселенной новый модус бытия — ноосферу, то есть сферу разума.

solomon

На этой стадии машина полностью заменит человека в производстве материальных благ. И поэтому они уже не будут иметь в человеческом обществе ту определяющую ценность, которую всегда имели. Таким образом, природный вид Нomo sapiens возвысится до осознания своего назначения как единственного во вселенной носителя разума. Культивирование невещественного разума станет главной стратегией нового производства, освобожденного от ига вещественного делания.

Наступит момент, когда человек признает, что наука для него не побочное занятие, а существенная форма деятельности, фактически естественный выход, открытый для избытка сил, постоянно высвобождаемых машиной. Земля, где всё более возрастающий досуг и всё более широкие интересы найдут свой жизненный выход в деятельном стремлении всё углубить, всё испытать, всё продолжить. Земля, где гигантские телескопы и циклотроны поглотят больше золота и вызовут больше стихийного восхищения, чем все бомбы и все пушки. Земля, где не только для объединенной и находящейся на содержании армии исследователей, но и для человека с улицы животрепещущей проблемой будет отвоевывание ещё одного секрета и ещё одного свойства у частиц, у звезд или у организованной материи. Земля, где люди посвятят свою жизнь скорее увеличению знания, чем увеличению имущества.

solomon

Без труда можно заметить, что прототипом нового человека является тот самый премудрый Соломон, который 3000 лет назад отверг возможность осуществления этой перспективы. Новый человек так же, как и древний царь, не должен работать и заботиться о материальной стороне жизни, а должен посвятить себя блаженству премудрости.

Однако прежде чем человечество в таком занятии войдет в состояние полного единодушия и станет неделимым единством, должен произойти решающий качественный скачок на этот уровень. Но произойти он может только в среде отдельных индивидов, разрозненных своими эгоистическими интересами. Ведь единодушие ещё не наступило. И ноосферы пока нет. Поэтому реализация такой заманчивой перспективы предполагает, что некто из среды людей, преследующий материальные интересы, должен первым выразить предпочтение невещественным ценностям будущей ноосферы.

solomon

Но станет ли такой человек черным лебедем, который опровергает своим существованием все прежде господствовавшие закономерности и откроет новый уровень организации жизни? Скорее всего, он будет просто белой вороной, которую вытеснят из всеобщей среды взаимодействия цивилизованных людей и забудут о её существовании.

Быть черным лебедем — занятие очень ответственное и опасное. Сколько бы фактов, подтверждающих наше знание мы ни находили, они не приведут к его увеличению. Но одна единственная встреча с фактом, опровергающим наше знание, обесценивает опыт всех предшествующих находок. Поэтому «черные лебеди» очень опасны в глобальном масштабе перестройки целого общества на принципиально новые стратегии действия. Они могут спровоцировать кризис и сбой в слаженной общественной системе.

solomon

Ведь придется пересматривать и переоценивать весь предшествующий исторический опыт с новых надысторических позиций. А это колоссальный общественный труд, требующий огромных энергетических затрат, которые, может быть, обществу и не по силам. Поэтому оно практикует энергосберегающие стратегии поведения, превращая «черных лебедей» в «белых ворон» и продолжая развиваться дальше в привычном направлении.

Ещё несколько десятилетий назад мыслители и идеалисты очень серьезно надеялись на общественное благоразумие и массовую сознательность своих современников, способных направить течение человеческой истории в новое русло. Но современное общество потребления свидетельствует о крахе этих надежд. Последнее слово осталось за древним мудрецом Соломоном. Его пророчества сбываются в современном мире, вопреки всем созданным человеческим разумом предпосылкам возникновения Нового мира под солнцем.