гаджеты

Artists ex machina

Индустриальное общество так и норовит переложить все свои обязанности на машины. Художники не стали исключением.

poems

Со времен китайской династии Хань, давшей миру первый механический оркестр, мы не оставляем попыток роботизировать искусство. Одни художники стремятся избавиться от монотонной работы, переложив её на механизм, другие ищут вдохновения в неожиданных сочетаниях заложенных в алгоритм элементов, третьи увлечены постмодернистскими идеями о невозможности создания нового и собирают лоскутные одеяла из фрагментов творчества классиков.

Машина пишет

«виферон
амазон
биатлон
жизнь есть сон», – Яндекс-автопоэт.

В декабре 2013 года компания «Яндекс», известная своими экспериментами с лингвистическими алгоритмами, запустила сервис, генерирующий стихи из поисковых запросов. Вопросы и чаяния миллионов пользователей были уложены в хокку, сонеты и онегинские строфы:

poems

Это не первый известный русскоязычному интернету проект такого рода. Первым широко известным в рунете ИИ-поэтом стал «Кибер-Пушкин»:

За два года я научил её всему: поэтическому ритму, правилам рифмования, специфике поэтического лексикона, а также поэтическому взгляду на мир. Забил в базу данных лучшие образцы поэзии Есенина, Мандельштама, Вертинского и Пригова Дмитрия Александровича. Потратил на всё это МАССУ СИЛ И ВРЕМЕНИ. И что в итоге? «Кибер-Пушкин 1.0 beta» пишет полную белиберду, да еще и с чудовищными орфографическими ошибками! – Сергей Тетерин.

Кибер-Пушкин стал предметом споров, обсуждений, и даже научных работ. Хотя непредвзятые искусствоведы, которым подсовывали плоды его творчества, оценивали способности несуществующего поэта-автора и художественную ценность его стихов исключительно низко.

poems

В 2008 году издательство АСТ выпустило кибер-роман, созданный на основе прозы семнадцати разных писателей, от Платонова до Мураками. Имена, характеры, привычки, манера поведения героев была статистически заимствованы из «Анны Карениной» Льва Толстого. Книга была написана за три дня и потребовала полуторагодовой вдумчивой редакторской обработки. Она получила в основном негативные отзывы от читателей («никогда машина не сможет творить как человек!», «текст гладенький, но без души»). К сожалению, мы не имеем отзывов от читателей, не знавших, что текст сгенерирован ЭВМ.

– Вокруг только чертово море и чертовы камни… И в таком унылом месте мне придется тебя убить, — сказала она.

Они сидели на самом берегу, поставив шезлонги так близко к воде, что волны, тяжело и неуклюже, словно беременные тюлени, выползавшие на берег, почти касались их ног. Заходящее солнце окрасило бледно-розовым цветом подбрюшья облаков, низко нависших над серой водой. Кое-где еще виднелись белые барашки, но было ясно, что шторма, которого они ожидали весь день, не будет.

ЭВМ «Настоящая любовь.wrt»

Профессор Филип Паркер является автором, без преувеличения, сотен тысяч книг – или алгоритмов, по которым их написала машина. Все эти книги – техническая литература: обзоры, отчеты, анализы рынков («Отчет о детских йогуртах в мире, по городам, 2007»). Однако Филипп не собирается останавливаться на достигнутом и грозится разработать алгоритм, который будет писать любовные романы. Кроме того, его программа давно и успешно пишет статьи для журнала Forbes. Журналистам, как и писателям, есть о чём беспокоиться. По утверждению Паркера, единственное, в чём человек пока обгоняет машины – умение создавать новые жанры: пока компьютеры способны только использовать формулу, но не придумывать новую.

Personal-Robot

Генерирование текстов – самый простой из методов роботизированного искусства. Сегодня всемирная сеть позволяет сгенерировать всё, что угодно, от рекламных слоганов до светских бесед. Весьма популярны сервисы, конструирующие новые тексты из пользовательских записей. Сайту stihi.ru известны случаи, когда стихи, созданные ныне несуществующим сервисом, автоматически дописывающим начало заданной строфы, получали большее признание, чем авторские произведения. Не исключено, что это говорит о невнимательности и равнодушии читателей к чужому творчеству, но возможно – также ещё раз подтверждает тезис, что произведение искусства – только форма, которую зритель заполняет своей интерпретацией.

Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же обдумывать обдуманное? Бери Генератор текста и иди дальше», – Генератор текста о Генераторе текста.

Машина рисует

По словам художника из Чикаго Харви Муна (Harvey Moon), на создание рисующих машин его сподвигло недовольство собственными художественными способностями: Харви не удавалось переносить задуманное на бумагу в желаемом виде.

Что ж, роботу Drawing Machine в технике отказать нельзя:

Это удачное сотрудничество. Я устанавливаю правила, машина их выполняет, а я ухожу. Я не вмешиваюсь, когда она уже начала работать, а просто позволяю ей делать то, что она хочет. Когда я выставляю ее публике, происходит перформанс, машина сама порождает на свет рисунок. По-моему, это и есть искусство», – Харви Мун.

Другой известный творческий робот по имени Paul, дитя проекта AIKON, представляет угрозу уличным художником. Пол умеет распознавать лица и специализируется на жанре портрета.

poems

Портреты его авторства выходят грубоватыми и нарочито небрежными – как утверждают разработчики, в соответствии с их замыслом.

Я пытаюсь создать автоматическую установку, которая будет трогать сердца людей, я верю в то, что робот, который слегка неточен в работе, гораздо интереснее, он вызывает симпатию у зрителей», – Патрик Трессет.

Как и в случае с Drawing Machine, воплощающей на бумаге замыслы своего автора, у зрителя возникает вопрос: «кто же здесь художник?». Paul воспринимает, интерпретирует и переносит на бумагу реальность в своей особой манере, но манера эта предустановлена создателем. Трессет говорит, что рисунки по-прежнему его, просто сделал их не он лично, а сконструированный им из лэптопа робот.

Сегодня роботы пишут музыку, ассистируют в танцах, создают новые и восстанавливают поврежденные скульптуры, снимают кино, играют в театре. Предел автоматизации не найден. До каких пор вмешательство механизмов не лишает человека права зваться автором произведения? Их создатели высказываются по этому поводу единодушно: машины являются только инструментом, продолжением человека, и способны только обрабатывать заложенную в них информацию и компилировать готовое, но не создавать принципиально новое.

Впрочем, многие художники говорят то же самое о художниках.

ads

Конструктор рекламы THiNK! McCann Erickson, 2010

robot

Painting Robots Orchestra by Leonel Moura, 2007

robot

Senster by Edward Ihnatowicz, 1974