МиксLook

Почему те, кто призван веселить, вызывают страх и панику?

«Зловещие клоуны пугают по ночам жителей Калифорнии», «Клоуны-террористы добрались до Франции», «Странный клоун держит в страхе жителей британского города» — напоминает названия фильмов ужасов, однако это заголовки все чаще появляющихся новостей.

clown

Злые клоуны в реальной жизни: с арены цирка прямиком на пустынные улицы

К XXI веку клоуны из милых весельчаков превратились в пугающих монстров. Почему так произошло, кто сейчас чаще всего скрывается за клоунским гримом? Некоторые ответы помогла найти Инке Арнс — арт-директор организации Hartware MedienKunstVerein (HMKV), занимающейся международными медиа, артом и культурой, и куратор выставки «Злые клоуны», которая проходила с 27.09.2014 по 08.03.2015 в Центре искусств и креатива Dortmunder U (Дортмунд, Германия).

Лон Чейни как-то сказал: «Клоун смешен на арене цирка, но какова будет ваша реакция, когда, открыв дверь в полночь, вы увидите того же клоуна стоящим на пороге вашего дома под лунным светом?» Сегодня данный вопрос стал особенно актуальным.

clown

Клоуны на улице в Норфолке

Новости о странных клоунах, наводящих страх, доносятся из совершенно разных уголков мира. Например, во Франции в связи с многочисленными жалобами местных жителей зафиксировали ряд арестов клоунов-одиночек и целых групп. Среди них были разодетые в шутовские костюмы и вооруженные поддельным оружием 14 подростков, а также загримированный под шута мужчина, избивший прохожего железным прутом.

Подобные нашумевшие инциденты случались в последние год-два и в других странах, например в Великобритании и США. Так, в городе Нортгемптон время от времени на улицах появлялся клоун в рыжем парике, а в Калифорнии мужчина выкладывал в соцсетях свои ночные фотографии с воздушными шариками и размазанным гримом. Однако, несмотря на безобидное поведение, умиление и улыбку у местных жителей данные персонажи не вызвали. Люди были серьезно напуганы из-за непонимания мотивов и поведения нежданного гостя и из-за сложности предвидения его последующих действий.

Причиной такой реакции оказались и стереотипы вокруг клоунов, сложившиеся благодаря нескольким реальным историям и выдуманным персонажам из книг и фильмов. Это подтверждает и Инке Арнс:

Я начала работу над выставкой «Злые клоуны» более двух лет назад. Вдохновение пришло ко мне из произведений некоторых художников и их заинтересованности в фигуре клоуна, особенно в двойственности их натуры. Клоун из Нортгемптона, который появился год назад, лишь подтвердил для меня важность выбранного вопроса. Интересно то, что этот клоун просто стоял на разных улицах, держа воздушные шары в руке, и при этом ничего не делал. Совершенно ничего. И все же люди были напуганы! Проще говоря, дело все в том, что его вид напоминал о Пеннивайзе из известной экранизации романа Стивена Кинга «Оно».

clown

Клоун Пеннивайз из книги Стивена Кинга «Оно» и одноименного фильма

Именно от нескольких ярких образов злых клоунов в разные страны пришла необычная мода на так называемых антиклоунов. Стоит отметить и то, что у «зачинщиков» данного направления (клоунов из Нортгемптон и Калифорнии) не было никакого злого умысла, свою «зловещинку» привнесло лишь массовое распространение поданного примера.

Из весельчаков в монстров: почему грустные и смешные клоуны перешли на сторону зла

Есть различные мнения о причинах появления «антиклоунов», цель которых посеять страх. Последние проявления «антиклоунады» связывают со все большей популяризацией Хеллоуина, где весьма кстати приходится такой зловещий образ. Играют свою роль и новогодние торжества, на которых без маскарада также не обходится.

Однако тематические праздники — не единственная и далеко не главная причина такого явления. Зачастую подобная «злая клоунада» — это не просто желание выделиться из праздничной толпы, а набирающая популярность форма протеста. Хороший пример тому — бразильский клоун Tiririca (Ворчун), который несколько лет назад выиграл выборы в парламент. Его лозунгом стала фраза «Хуже уже точно не станет», а своим выборщикам он пообещал докладывать обо всем, чем занимаются парламентеры. Интересно то, что такая стратегия позволила клоуну не просто выйти победителем на выборах, но и значительно опередить ближайших конкурентов по количеству голосов.

clown

Cacophony Society (Glenn Campbell print)

При этом идея проявления нонконформизма через обличие клоуна, в особенности злого, не нова. Их прообразы можно с легкостью найти как в реальной жизни последних десятилетий, так и в искусстве. Об этом говорит и Инке Арнс:

Некоторые утверждают, что злые клоуны — это явление, имеющее долгую историю, однако я так не думаю. Конечно же, были фигуры клоунов убийц в фильмах, но они были, прежде всего, трагическими персонажами. Для меня же фигура злого клоуна — клоун Пого (Джон Уэйн Гейси). Американский серийный убийца, который был осужден за убийство 33 мальчиков и юношей в период между 1972 и 1978. Новый класс действительно злых клоунов затем проявил себя в начале 1980-х. Еще до экранизации романа Стивена Кинга «Оно», в 1988 году вышел фильм «Клоуны-убийцы из космоса». Клоун-убийца является своеобразным архетипом злых клоунов: его безобидное на первый взгляд появление скрывает за собой темную правду.

К слову говоря, активное освещение в СМИ событий, касающихся клоуна-маньяка Джона Гейси, к 1980 годам привело к тому, что в лидеры среди фобий выбивается именно боязнь клоунов — коулрофобия.

Известные злые клоуны — реальные и выдуманные: Пеннивайз, Дядя Билли, Сид и другие

Впервые в малоприятном свете шутов представил Эдгар По в 1849 году в своем рассказе «Прыг-скок». Вскоре вслед за этим произведением Руджеро Леонкавалло создал оперу «Паяцы», главным лицом которой стал загримированный комедиант, убивший свою жену и ее любовника.

К середине ХХ века образ злого клоуна активно начинает популяризироваться через кино: в 1945 году на киноэкраны выходит фильм о театральном миме Батисте «Дети райка». Затем один за одним появляются столь западающие в память персонажи, как Пеннивайз, Дядя Билли, Сид, Джои Валентайн, Джек Аттэк и др.

clown

Клоун Твисти из «Американской истории ужасов»

Но кино не единственная сфера, где клоуны отличились далеко не со смешной стороны. Примеров антиклоунов хватает и в других сферах искусства. Например, клоунскими костюмами и песнями о двойственной сущности шутов запомнились такие группы, как Derplan, Insane Clown Posse, Slipknot, The Adicts, Cirsus Contraption и т. д.

clown

Circus Contraption — группа, состоящая из десятка исполнителей, играющих в направлении dark cabaret and circus music

clown

The Adicts — британская панк-группа, игравшая жесткий, но жизнерадостный панк-рок с элементами глэма

Тема злых клоунов также весьма популярна в клипах разных групп: Korn «Clown», The Cranberries «Salvation», Arctic Monkeys «Flourescent Adolescent», SMOKEM «Untergrund» и многие другие. К музыкальным клипам и популяризации клоунов подключились и пранкеры, которые в последнее время активно снимают ролики с клоунами, пугающими людей: подобные видео становятся вирусными, а число просмотров розыгрышей на Vimeo и YouTube быстро достигает нескольких миллионов.

Не меньше клоунов в изобразительном искусстве. Например, для Синди Шерман, популярной современной американской художницы, обличие клоуна стало центральной темой многих ее работ, часть которых сегодня можно увидеть в нью-йоркском Музее Современного искусства МоМА.

 Bose Clowns: история «антиклоунов» разных эпох в рамках одной выставки

Однако выставка, посвященная клоунам, есть не только в МоМА, но и в Dortmunder U — бывшей пивоварне, которую после кризиса промышленности частично снесли, а основное здание спустя несколько десятилетий переделали в Центр искусств и креатива. Сегодня он стал настоящим символом города и культурно-просветительской площадкой для молодежи (а ведь мог бы быть еще один торговый молл!).

clown

Dotmunder U — бывшая пивоварня, сегодняшний Центр искусств и креатива и символ города Дортмунд

К тому же именно здесь на одном из этажей расположилась организация Hartware MedienKunstVerein (HMKV), которая сосредоточила свою работу на таких аспектах, как влияние СМИ и современного искусства на человека. Одна из последних выставок как раз сконцентрирована вокруг фигуры злого клоуна.

clown

Выставка «Злые клоуны» в Центре искусств и креатива Dortmunder U

Жасмин Вогель, руководитель отдела маркетинга Dortmunder U объясняет:

На выставке речь идет о своеобразном маскараде. Мы говорим не о грустном или смешном клоуне, как это часто распространено, а именно о злом. Клоунский костюм — это элемент маскарада, проявление которого в той или иной степени каждый из нас может встретить в повседневной жизни. Тем более в последнее время маскарад стал неотъемлемым элементом протестного движения, ведь клоун сам по себе привлекает немало внимания.

Однако причастность некоторых «масок» к выставке можно проследить не сразу — такой подход к организации Инке Арнс объясняет следующим образом:

Злые клоуны — общая тема выставки, но я старалась не только включать в нее типичные лица клоунов, избегая слишком очевидного выбора. В противном случае это было бы скучно и неинтересно. Мы не должны недооценивать публику! Я весьма заинтересована во всех видах масок, некоторые даже довольно смешные, но они использовались специально для передачи какой-то истины или сообщения. Именно по этой причине, на выставке есть работы художников, таких как Синди Шерман, Марион Обюртен, а также проекты активистов, таких как Pussy Riot и Guerrilla Girls.

Для изучения выставки было необходимо как минимум несколько часов: там представили достаточно большое число разноплановых материалов и мультимедиа о злых клоунах разных времен, а также была комната клоунотерапии — место довольно нестандартное, но яркие эмоции она точно обеспечивала (попасть в нее можно было, только надев костюм клоуна).

Выставка Böse Clowns // Evil Clowns в Dortmunder U

Согласно данным Всемирной ассоциации клоунов, число профессиональных весельчаков с каждым годом неумолимо уменьшается, в то время как количество странных, пугающих и протестующих клоунов растет. В связи с этим поводов бояться клоунов хватает и у людей без коулрофобии: злые шуты стали настоящим трендом преступного мира и протестных движений последнего триместра, а также одной из популярных тем в искусстве. Сообщества клоунов Америки уже осудили образ зловещего антагониста, отметив, что в США из-за высокого числа людей, страдающих клоунобоязнью, данный цирковой образ воспринимается резко негативно.

Удастся ли клоунам вернуть свое истинное «Я» добродушных весельчаков? Неизвестно, ведь довольно неубедительный противовес злобным натурам под масками сегодня обеспечивают лишь небольшое число милых клоунов в цирках и добрые клоуны, помогающие детям в больницах.